Главная >> Учебник по физике 8 класс. Генденштейн

 

§ 30. Глаз и оптические приборы

 

Что мы узнали. Вопросы и задания

Что мы узнали

  • В фотоаппарате и видеокамере объектив (собирающая линза) даёт действительное уменьшенное изображение предметов на светочувствительной поверхности (фотоплёнке или фотоэлементе).
  • Строение глаза сходно с устройством фотоаппарата: действительное уменьшенное изображение предметов на сетчатке создаётся роговицей и хрусталиком, которые действуют как собирающая линза.
  • Расстояние наилучшего зрения у человека без дефектов зрения — примерно 25 см.
  • В случае дальнозоркости человеку трудно рассмотреть близкие предметы. Этот недостаток зрения исправляют с помощью очков с собирающими линзами.
  • В случае близорукости человек плохо видит удалённые предметы. Этот недостаток зрения исправляют с помощью очков с рассеивающими линзами.
  • Киноаппарат и проектор дают на экране действительное перевёрнутое изображение ярко освещённого маленького кадра.
  • В микроскопе происходит двойное увеличение: объектив даёт действительное увеличенное перевёрнутое изображение предмета, которое рассматривают сквозь окуляр, как сквозь лупу.
  • Объектив телескопа даёт действительное уменьшенное перевёрнутое изображение удалённого предмета. Оно расположено вблизи фокуса объектива. Чем больше фокусное расстояние объектива, тем больше это изображение. Его рассматривают сквозь окуляр, как сквозь лупу.

    Вопросы и задания

    Первый уровень

    1. Расскажите, как получается изображение в фотоаппарате или видеокамере, и начертите в тетради соответствующую схему хода лучей. Какое изображение предмета получается в фотоаппарате или видеокамере: увеличенное или уменьшенное, действительное или мнимое?

    2. Сравните строение глаза с устройством фотоаппарата: что у них общего и чем они различаются?

    3. Расскажите о пределе аккомодации. Рассматриванию каких предметов здоровым глазом мешает этот предел — очень далёких или очень близких?

    4. Чему равно расстояние наилучшего зрения здорового глаза?

    5. Расскажите о дальнозоркости. Какие линзы используют для исправления этого недостатка зрения?

    6. Расскажите о близорукости. Какие линзы используют для исправления этого недостатка зрения?

    7. Опишите принцип действия киноаппарата и проектора. Какое изображение даёт кинопроектор: увеличенное или уменьшенное, действительное или мнимое?

    8. Поясните, как надо расположить предмет и лупу, чтобы видеть сквозь лупу прямое увеличенное изображение этого предмета. Каким будет это изображение — действительным или мнимым?

    Второй уровень

    9. В каком случае фокусное расстояние хрусталика больше: когда вы читаете книгу или когда смотрите телевизор?

    10. Держа карандаш в руке, рассмотрите его на фоне окна. Почему мы видим чётко либо карандаш, либо предметы за окном?

    11. Расскажите о том, как мы определяем «на глаз» расстояния до предметов.

    12. Расскажите об устройстве микроскопа и об использовании этого прибора.

    13. Расскажите об устройстве телескопа и об использовании этого прибора.

    Домашняя лаборатория

    1. Посмотрите на близкий предмет сначала только левым глазом, а потом только правым. Замечаете ли вы различия в том, как разные глаза видят предмет?

    2. Попробуйте, используя две собирающие линзы, сделать самодельную подзорную трубу.

     

  •