Главная >> Русский язык для 9 класса. Ладыженская

 

 

 

Сложноподчинённые предложения

 

       

§ 21. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении

    Прочитайте предложения из левой колонки.

    Является ли их информация достаточной для понимания? Какие слова сигнализируют о том, что ситуация описана не полностью и требует пояснения?

    Поясните главное предложение с помощью придаточного, данного справа в разделе «Для справок».

    К какому слову в главном предложении относится придаточное?

Для справок

1. Первая русская летопись родилась как такое великое историко-культурное явление...

1. ...которому нельзя не поражаться.

2. Она сама великое произведение, тот классический образ литературных совершенств...

2. ...который во многом недосягаем.

3. Не будет преувеличением сказать и то...

3. ...что первая русская летопись начертала характеры большой эпической силы.

тoт — кто

    В главном предложении в составе сложноподчинённого часто используются указательные слова, в качестве которых выступают местоимения тот, таков, этот, все, всё, всякий, каждый, никто, ничто, кто-то, что-то и др. или наречия туда, оттуда, тогда, так, везде, всюду и др. Эти слова указывают на то, что ситуация действительности отражена в главном предложении неполно и что за главным предложением следует придаточное.
    Например: Случается нередко нам и труд и мудрость видеть там, где сто́ит только догадаться за дело просто взяться. (И. Крылов)
    Уж проходят караваны через те скалы́, где носились лишь туманы да цари-орлы. (М. Лермонтов)
    Указательные слова образуют с союзными словами и некоторыми союзами определённые пары: тот - который, тот - кто, такой - какой, так - чтобы и др.

    Строение сложноподчинённых предложений с указательным словом в главном схематически можно изобразить так:

Строение сложноподчинённых предложений

98. Запишите указательные слова с выделенной «подсказкой» - буквой Т. Составьте сложноподчинённые предложения с любыми тремя указательными словами.

указательные слова

Продолжение >>>