Главная >> Русский язык для 9 класса. Ладыженская

 

 

 

Сложноподчинённые предложения

 

       

§ 20. Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении

    В одних сложноподчинённых предложениях связь между главной и придаточной частями осуществляется с помощью союзов, в других - с помощью союзных слов.

    Подчинительные союзы (если, чтобы, что, как, словно, точно, так как, хотя и др.) не являются членами придаточного предложения. Их функция - быть средством связи между частями сложноподчинённого предложения.

    Например: Но грустно думать, напрасно была нам молодость дана... (А. Пушкин)

    Союзные слова (что, кто, какой, чей, который, когда, откуда и др.) - это относительные местоимения и наречия, т. е. самостоятельные части речи, использующиеся в функции подчинительных союзов. В отличие от союзов они не только связывают придаточную часть с главной, но и являются членами придаточного предложения.

    Например: Татьяна видит с трепетаньем, мыслью, замечаньем бывал Онегин поражён... (А. Пушкин)

93. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Определите средства связи в сложноподчинённых предложениях между главным и придаточным. Союзы заключите в овал. Союзные слова подчеркните как члены предложения. Какими частями речи они являются?

занял, заняли

    Среди окружающих2 Пушкина женских образов морщинистое лицо Арины Родионовны заняло место своеобразное и почётное. Арина Родионовна прообраз няни в «Онегине».4 О ней думал он когда писал Пахомовну в «Дубровском». Стихи Пушкина лучшее свидетельство того с какой нежностью относился он к няне.

    Семейных стихов если не считать шуточных записок к брату и дяде Василию Львовичу да длинного лицейского послания сестре у него нет.5 Поэт которому легче было выражать тончайшие оттенки чувств стихами, чем прозой, не посвятил ни одной строчки ни матери, ни отцу.

    «Мамушка» вдохновляла его на стихи, близкие к любовной лирике. В них всё та же искренность всё та же классическая простота великого мастера который извлекает поэтическое золото из великого и малого из человеческих страстей и из любой подробности.5

(По А. Тырковой-Вильямс)

94. Прочитайте предложения. Какой темой они объединены? Выпишите сложноподчинённые предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Союзы заключите в овал, союзные слова подчеркните как члены предложения.

    I. 1. Обычно слово «этимология» (греч. etymologia от étymon — истина, lógos — слово, учение) употребляется в трёх значениях которые нельзя смешивать между собой. Этимология в первом значении раздел языкознания который изучает происхождение слова. Во втором совокупность приёмов направле(н, нн)ых на раскрытие происхождения слова, а в третьем результат этого раскрытия.

    2. С самого раннего детства человек начинает интересоваться происхождением слов. Но вопрос о том почему соха называется сохой скалка скалкой галка галкой и т. п. интересует не только детей «от двух до пяти» но и убелё(н, нн)ых сединами учёных.

(По Ю. Откупщикову)

Продолжение >>>