Главная >> Русский язык 8 класс. Ладыженская

 

Чужая речь

 

§ 66. Комментирующая часть

    Прочитайте 1, 2, 3, 4-е предложения из § 65.

    Найдите в каждом предложении часть, из которой мы узнаём, кто говорит, кому, как и т. д.

    В каких предложениях эта часть находится перед чужой речью, а в каких - после неё?

    Как связаны в каждом предложении обе части: чужая речь и комментирующее высказывание?

В предложениях с чужой речью (прямой и косвенной) есть две части: часть, передающая чужую речь, и комментирующая часть (слова автора).

Эти две части объединены в единое целое: они дополняют друг друга; связаны интонационно, а в косвенной речи - союзами или союзными словами (что, чтобы, как, будто, как будто и т. д.).

    Прочитайте стихотворение С. Маршака «Сказка про короля и солдата». Какое место занимает комментирующая часть в выделенных предложениях?

    В каком из них после неё делается предупредительная пауза, которая показывает, что предложение не завершено?

    В каких выделенных предложениях комментирующая часть произносится с интонацией пояснения?

    Какие знаки препинания соответствуют интонации предупреждения и интонации пояснения?

    Какие глаголы использует С. Маршак для обозначения речи?

Солдат заспорил с королём:
Кто старше, кто важней?
Король сказал: «Давай пойдём
И спросим у людей!»

Вот вышли под вечер вдвоём1
С парадного крыльца
Солдат под ручку с королём
Из летнего дворца.
Идёт навстречу свинопас,
Пасёт своих свиней.5
— Скажи, приятель, кто из нас,
По-твоему, важней?
«Ну, что ж, — ответил свинопас, —
Скажу я, кто важней из вас:
Из вас двоих важнее3 тот,
Кто без другого проживёт!
Ты проживёшь без королей?»
Солдат сказал: «Изволь!»

— А ты без гвардии своей?
«Ну нет!» —сказал король.

В комментирующей части большое значение для понимания чужого высказывания имеют глаголы, обозначающие речь. Их много в русском языке.

Окончание >>>