Главная >> Русский язык 8 класс. Ладыженская

 

Вводные и вставные конструкции

 

§ 64. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения (продолжение)

394. Прочитайте стихотворные строки А. Пушкина, следите за правильным произношением предложений с обращением, вводными и вставными конструкциями. Спишите, расставляя пропущенные выделительные запятые. (Помните, что вводные предложения А. Пушкин заключил в скобки.) Выполните письменный синтаксический разбор 2-го предложения.

1. Поговорим о странностях любви
Другого я не мыслю разговора.

2. И мнится в том уединеньи
Сокрылся некто неземной.

3. В последних числах сентября
Презренной прозой говоря
В деревне скучно.

4. Увы Зарема что с тобой?

5. Итак послушай: я прекрасна;
Во всём гареме ты одна
Могла б ещё мне быть опасна.

6. Чью тень о други видел я?

395. Спишите, расставляя недостающие выделительные запятые. Устно разберите по одному двусоставному предложению с обращением и вводным словом. Составьте схему одного предложения с нераспространённым обращением и одного - с обращением и вставной конструкцией.

1. София верь мне будем дружны!

2. О Север Север — чародей Иль я тобою околдован?

3. Тебе Колумб тебе венец.

4. Итак опять увиделся я с вами
Места немилые, хоть и родные.

5. Ты помнишь ли былое Неман?

(Ф. Тютчев)

Пунктуационный разбор

Порядок разбора

    1. Знаки завершения простого предложения.
    2. Знаки разделительные в простом предложении, если есть.
    3. Знаки выделительные при обращении, вводных и вставных конструкциях.

Образец разбора

1. Тем и сказка могла бы кончиться, друзья. (А. Пушкин)

Устный разбор

В конце предложения ставится знак завершения — точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное.

Перед обращением (друзья), стоящим в конце предложения, ставится выделительная запятая.

Письменный разбор

Письменный разбор

<<< К началу          Окончание >>>