Главная >> Русский язык 7 класс. Ладыженская

 

Повторение и систематизация изученного в 5—7 классах

 

§ 80. Морфемика. Словообразование

Морфемика — раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово.

Словообразование — раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова.

    Строен ие слова

      Из каких частей может состоять слово?
      Для чего служат в языке части слова?
      Как разбираются слова по составу?

    Образование слов

      От чего и с помощью чего образуются слова?
      Перечислите способы образования самостоятельных частей речи.
      Как образуются сложные слова?
      Что такое словообразовательный разбор?

485. Проанализируйте и распределите слова по способам их образования.

    Подберёзовик, сенокосилка, слушатель, подзаголовок, рыбацкий, безопасный, безрезультатный, боронить, дежурный (по классу), весной, вбежать, вуз, кресло-кровать, завуч, обдуманно.

      Приставочный:
      Суффиксальный:
      Приставочно-суффиксальный:
      Сложение:
      Переход из одной части речи в другую:

486. Распределите слова по способам их образования. Запишите слова, от которых они образованы. Какие слова вы не использовали? Почему?

    Физкультура, подшефный, безъядерный, ракета-носитель, гимназист, прилуниться, велогонки, КВН, печник, неприсоединение, приземлиться, запрограммировать, самолёт.

487. Спишите. Объясните написание выделенных букв в словах стихотворений. В каких случаях для объяснения написания двух букв вам потребовались знания состава слова?

          1. ...В среднерусской полосе
          Васильковые рассветы
          Проплывают по шоссе.

(А. Недогонов)

488. Проанализируйте слова. Обозначьте состав слов и укажите способ их образования.

    Рыбачить, тепловозный, асфальтировать, расщелина, разгореться, иссушить, морозостойкий, легендарный, насмешница, собеседник, бескрайний, арендатор, вмятина, тёмненький, несчастье, легкоатлетический, первооткрыватель, безвкусица, восторженный, распрекрасный, подкормка, принарядиться, сверхскорость, выигрыш, предыстория, привокзальный, посланец, бесчеловечный, бессмыслица, рыбхоз, разгрести, комплексный, пилотировать, быстрозамороженный, вскарабкаться, лицеист, приземлиться.

489. Охарактеризуйте текст в связи с языковыми средствами, которые ярко отражают стиль данного текста. Спишите, расставляя пропущенные запятые.

ДЕНЬ ПОБЕДЫ

    Для нашей Родины всегда будет святым день 9 Мая и всегда люди мысл..нно2 будут возвращаться к маю 1945 года. В те весенние дни был законч..н великий путь отмеч..нный многими жертвами. И наш человеческий2 долг — поздр..вляя друг друга с праз..ником всегда помнить о тех, кого нет с нами, кто пал на войне.

    Праз..нуя Победу мы всегда буд..м вспоминать, какие качества нашего народа помогли одолеть врага. Терпенье2. Мужество. Величайшая стойкость. Любовь к Отечеству. Пусть эти провер..иные огнём войны качества всегда нам сопутствуют. И всегда победа буд..т за нами.

(Маршал Г. Жуков)