Главная >> Русский язык 7 класс. Ладыженская

 

Частица

 

Повторение

Контрольные вопросы и задания

    1. Что общего у частиц с предлогами и союзами и чем частицы отличаются от них?
    2. Назовите разряды частиц. Чем по значению они отличаются друг от друга?
    3. Приведите примеры смыслоразличительных частиц и расскажите, для чего они служат в предложении.
    4. Когда ни является отрицательной частицей?
    5. Какие частицы пишутся через дефис?
    6. Когда пишется отрицательная частица не, а когда — ни?
    7. Прочитайте §66—69, 71 — 73. Составьте сложный план ответа о частице как части речи и расскажите о ней, приводя свои примеры.

451. Вспомните виды орфограмм, изученных в теме «Частица». Запишите по три примера слов, в которых есть эти орфограммы, обозначая условия их выбора.

452. Прочитайте. Какова основная мысль текста? Озаглавьте его, отразив в названии тему. Выпишите слова с пропусками и со скобками. Выпишите предложения, в которых есть пропущенные знаки препинания.

    В средней полосе Сибири первые заморозки нач..наются уже в конце августа. Утрами, пока солнце (не)обогре..т землю, на зелёной листве деревьев на поникш..й от холода траве лежит нежный, лёгкий иней.

    С этого врем..ни нач..нают оп..дать листья сохнут травы и ра(з, с)краш..ваются во все цвета радуги березняки и осинники. Последние летние дожди проходят с ветром и бывают затяжные и надоедливые.

    Но (в)след за ними наступает ясный сентябрь. Земля пестра и поход..т на ковёр, что девушки в деревнях пл..тут из ситцевых разноцветных л..скутьев. В сентябрьские дни небо ещё сине и безоблачно а в лесу уже сыро попах..вает прелью опавшей листвы.

    (Не)заметная но хлопотливая и суетная жизнь1 теч..т в тайге в эти погожие дни и звёздные, гулкие ночи. С глубоких озёр подн..маются караваны гусей лебедей и уток и напр..вляются в д..лёкий путь. Жалобно курлыча и повизг..вая, как (не)смаза(н, нн)ые колёса деревя(н, нн)ой телег.., летят на юг дли(н, нн)ые вереницы журавлей. (В)низу, под ними, тянутся тысячевёрс(?)ные просторы земли а выше плывут белые, как хлопья, облака и дуют ветры.

(Г. Марков)

453. Свободный диктант по тексту упр. 452.

454. Заполните таблицу «Слитное и раздельное написание не и ни со словами» тремя своими примерами на каждый вид орфограммы и обозначьте условия выбора слитного и раздельного написания не.

Слитное и раздельное написание не и ни со словами

455. Заполните таблицу «Дефис в словах и между частями слова» тремя своими примерами на каждый вид орфограммы.

Дефис в словах

456. Прочитайте текст. Определите часть, в которой формулируется ответ на поставленный вопрос. Спишите первые два абзаца. Подчеркните частицы не и ни. Выпишите отдельно: а) наречия на -о, -а; б) краткие страдательные причастия.

    Сколько бы я (н..встречался со своими читателями, (не)пременно кто(нибудь) да спросит, почему я пишу о природе. Действительно, почему?

    Теперь уж и (не)вспомнить, сколько километров пройдено по степям и пустыням... И как часто было трудно и тяжело3, бездомно и (не)уютно и даже опасно, но — чудо! — хочется повторить всё снова и снова. И думаешь(н..)о том, что пройдено и узнано2, а о том, сколько ещё (н..)увидено, (н..)прочувствовано, (н..)понято.

    Первая и главная причина, почему я пишу о природе, это, конечно, потому, что я её очень люблю. А люблю я её за красоту, за загадки, которые она нам загадывает, за мудрость её, за её бесконечное разнообразие...

(Н. Сладков)

457. Любите ли вы природу? Какую? За что? Подготовьте устное выступление для школьников - участников общества «Береги родную природу».

458. Подготовьтесь к диктанту по стихотворению В. Высоцкого. Подчеркните наречия как члены предложения. Частицы выделите прямоугольником.

          Если друг оказался вдруг
          И (не)друг и (не)враг1, а так...
          Если сразу (не)разберёшь,
          Плох3 он или хорош,
          Парня в горы тяни — рискни,
          (Не)бросай одного его.
          Пусть он в связке с тобой одной,
          Там поймёшь, кто такой.
          Если парень в горах (не)ах,
          Если (с)разу раскис3 и (в)низ,
          Шаг ступил на ледник и сник,
          Оступился — ив крик,
          Значит, рядом с тобой чужой,
          Ты его (не)брани — гони,
          (В)верх таких (не)берут и тут
          Про таких (не)поют.