Главная >> Русский язык для 7 класса. Ладыженская

 

 

 

Союз

 

       

§ 65. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы

Союзы также, тоже, чтобы (чтоб) пишутся слитно.

Их следует отличать от сочетаний так же (наречие с частицей), то же, что бы (местоимения с частицами). В этих сочетаниях частицы же, бы, как правило, могут быть опущены или переставлены на другое место.

Союзы также, тоже можно заменить союзом и, а союз чтобы - составным союзом для того чтобы.

385. Определите стиль текста. Спишите, ставя пропущенные знаки препинания. Союзы также, тоже заключите в овал. Подчеркните члены предложения, выраженные наречием так и местоимением то. Назовите виды орфограмм на месте скобок. • Для коллективной работы: подберите и запишите топонимы - географические названия вашей местности.

    На крутом берегу Волги в живопис(?)ной мес(?)ности Ивановской обл..сти есть город Плёс. Так(же) назва(н, нн)ы посёлки в Пензенской и Саратовской обл..стях. То(же) слово включе(н, нн)о и в другие географические названия: Ч..рный Плёс на реке Лосьве в Свердловской обл..сти, Плёс на Колье в Вологодской обл..сти. Это название распростра(н, нн)ено так(же) в других мес(?)ностях: Плесецк в Архангельской обл..сти, Плесо-Курья в Кулундинской степи. Многие географические названия возникли от названий водных объектов (ключ — Гремячий ключ, пруды — Чистые пруды и т. д.). Слово плёс то(же) является названием водного объекта. «Плёс — участок реки более глубокий по сравнению с выше и ниже ра..положенными», — читаем в словаре.

(Из книги «Хочу всё знать»)

386. Спишите, раскрывая скобки и ставя пропущенные знаки препинания. Назовите виды орфограмм на месте пропусков. • Из какого произведения Л. Толстого эти предложения?

    1. (В)начале 1806 года Николай Ростов в..рнулся в отпуск. Денисов ехал то(же) домой, в Воронеж, и Ростов уг..ворил его ехать с собой до Москвы и остановиться у них в доме. 2. Ростов (не)желая3 (ни)кому дать предупредить себя скинул шубу и на ц..почках побежал3 в тёмную большую залу. Всё то(же): те(же) ломберные* столы, та(же) люстра в ч..хле. 3. Все кричали говорили и ц..ловали его в одно и то(же) время. 4. Соня то(же) держалась за его руку и вся с..яла. 5. Голубчик, Денисов! — взвизгнула Наташа (не)помнившая себя от в..сторга подск..чила к нему и обняла и поц..ловала его. Все смутились поступком Наташ.. . Денисов то(же) покр..снел но улыбнулся и взяв руку Наташ.. поц..ловал её.4

387. Проанализируйте предложения, взятые из басен И. Крылова. Спишите, раскрывая скобки и ставя пропущенные запятые.

    1. Смотри кума что(бы) не оср..ми..ся: (не)даром говори..ся что дело мастера бои..ся. 2. Возьми на час т..рпенья что(бы) квартет в порядок наш пр..весть. 3. Берись за то к чему ты сроден коль хочешь, что(б) в делах успешный был конец. 4. Не правда ли что мы краса д..лины всей? Что нами дерево так пышно и кудряво, ра..кидисто и величаво? Что(б) было в(нём) без нас?

388. Спишите, раскрывая скобки и ставя пропущенные запятые. • Подчеркните орфограммы в корнях слов в третьем, четвёртом и пятом предложениях. • К выделенному слову подберите однокоренные слова, образованные разными способами. • К какому стилю относятся данные предложения? Докажите.

масса

    1. (С)верху р..створа очень осторожно что(бы) (не)смешать жидкости3, нал..вают слой чистой воды. 2. Н..чтожно малой щел.. между3 частями тела достаточно что(бы) притяжение между молекулами заметно ослабло. 3. Обычно нужно приложить значительное усилие что(бы) тело состоящ.. из твёрдого вещества согнуть сд..вить или разорвать. 4. Нужно (не)большое усилие что(бы) отд..лить одну часть жидкости от другой. 5. Что(бы) опр..делить плотность вещества, надо ма(с, сс)у тела разделить на его объём.

Окончание >>>