Главная >> Русский язык для 7 класса. Ладыженская

 

 

 

Повторение изученного в 5—6 классах

 

       

§ 6. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова

    Что изучается в морфологии?

    Перечислите известные вам самостоятельные и служебные части речи.

    Как изменяются глаголы? Как определить вид глагола?

    Как определить спряжение глагола?

    Что общего имеют и чем различаются склоняемые части речи? Чем отличаются местоимения от других склоняемых слов?

29. Прочитайте текст. Расскажите о значении открытий М. Ломоносова в лингвистик

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ
(1711—1765)

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ

    «Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом», — писал о выдающемся русском просветителе и учёном А. С. Пушкин.

    Значительны открытия М. В. Ломоносова в лингвистике. Опубликованная в 1757 году «Российская грамматика» М. В. Ломоносова является первым научным описанием русского языка, в котором рассмотрены вопросы морфологии, синтаксиса, словопроизводства, систематизированы орфографические правила и орфоэпические нормы. На основе грамматики Ломоносова в начале 70-х годов XVIII века были созданы первые школьные учебники русского языка.

    Огромна заслуга М. В. Ломоносова в развитии теории красноречия (риторики). Его «Краткое руководство к красноречию» стало фактически первой книгой такого рода, написанной на русском языке. До Ломоносова учебники красноречия составлялись либо на церковнославянском, либо на латыни.

    Оценивая значение трудов М. В. Ломоносова, А. С. Пушкин писал: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстию сей души... Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник...»

30. Как вы думаете, почему А. Пушкин сказал о М. Ломоносове: «Он... сам был первым нашим университетом»?
Составьте план доклада о научной деятельности Ломоносова, включив в него информацию из учебников истории, литературы, естественных наук, из Интернета. Выступите перед классом с сообщением по своему плану.

31. Прочитайте высказывание М. Ломоносова. Сформулируйте основную мысль текста. Выскажите своё мнение о том, что утверждает М. Ломоносов.

    Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики. <...> Итак, когда в грамматике все науки такову нужду имеют, того ради желая, дабы она сиянием... привлекала российское юношество к своему наставлению... да возрастёт и российского слова исправность в богатстве, красоте, силе...

32. Прочитайте, регулируя силу голоса (громкость). Какова основная мысль текста? Озаглавьте его. Выпишите из первого и второго абзацев сначала самостоятельные части речи, в которых есть пропуски и скобки, затем служебные части речи, заключённые в скобки, вместе с самостоятельными словами. • Назовите виды орфограмм на месте скобок.

    Ч..рная туча совсем надвинулась, и стали видны уже не з..рницы, а молнии, осв..щавшие весь двор и разрушающийся дом с отломанными крыльцами, и гром послышался уже над головой. Все птицы притихли, но зато зашелестели листья...

    Долетела одна капля, другая, забарабанило по лопухам, железу крыши, и ярко вспыхнул весь воздух; всё затихло, и (не)успел Нехлюдов сосчитать три, как страшно треснуло что-то (над)самой головой и раскатилось (по)небу...

    Дождик шёл уже ливнем и стекал с крыш(?), журча, в кадушку; молния реже освещала двор и дом.

(Л. Толстой)

33. Прочитайте. Выпишите слова с пропусками и скобками, обозначая в них условия выбора вставленных орфограмм.

    1. При переход.. через ручей (у)меня ч..вкнул сапог, и оттого с осины над самой моей головой сл..тела глухарка. 2. Я долго сл..дил за глухарём, как он часто щипл..т листья и быстро их проглат..вает. 3. Когда глухарь3 ощ..пал сук, он попроб..вал3 спрыгнуть на ве..ку пониже, но она была слишком тонка и согнулась. 4. На ноч(?) птиц.. подн..лись на осины, чтобы перед сном полакомит(?)ся своим любимым3 листом. 5. Было во всей ж..лтой кроне осины только одно узен(?)кое окошечко в светлое небо, и это окошечко то закроет(?)ся, то откроет(?)ся. 6. Вст..вало безоблачное утро, и очень быстро св..тлело.

(М. Пришвин)

Продолжение >>>