Главная >> Русский язык для 7 класса. Ладыженская

 

 

 

Учебно-научная речь

 

       

§ 48. Учебный доклад

306. Прочитайте и озаглавьте текст. Составьте к нему сложный план.

    Доклад требует подготовки. Он, как и многие другие тексты, начинается со вступления, в котором говорящий стремится заинтересовать слушателей, привлечь их внимание. В основной части сообщаются самые важные сведения. В заключении автор обобщает содержание изложенного, делает выводы.

    Чтобы доклад был не только содержательным, но и интересным, желательно привести неизвестные для одноклассников факты, примеры из жизни, поставить спорный или проблемный вопрос. Например, такой: понятие «стили» относится только к области языка или употребляется в других значениях?

    Ещё помогают сделать доклад интересным рисунки, фотографии, компьютерные презентации и т. д.

    Когда доклад готов, прорепетируйте его содержание дома, можно даже у зеркала. Передайте содержание так, как будто вы выступаете перед классом.

(Н. Ладушкина)

307. Опираясь на приведённое высказывание, подготовьте учебный доклад. Тему сформулируйте самостоятельно. Как вы думаете, где можно найти информацию для доклада, примеры для подтверждения высказанных мыслей?

    В настоящее время мы наблюдаем взаимопроникновение стилей. Это отмечает известный современный лингвист Виталий Григорьевич Костомаров в своей книге «Наш язык в действии». Он пишет о том, что слова разговорного стиля проникают в художественную и даже в научную речь, что язык и речь — живые, развивающиеся явления. И учение о стилях меняется, как меняется жизнь и язык.

308. Прочитайте текст учебного доклада (для урока русского языка). Определите вступление, которое может заинтересовать слушателей. Какие новые для вас сведения содержатся в докладе? Какой вывод делает автор в заключении?

ЗНАЧЕНИЕ НЕСЛОВЕСНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ОБЩЕНИИ

    Психологи утверждают, что до 40% всей информации при устном общении человек получает с помощью несловесных, иначе говоря, невербальных средств общения. Это очень много.

    К несловесным средствам общения лингвисты относят мимику, взгляд, интонацию, жесты, телодвижения, позу. Для нас очень важно, улыбается ли человек при разговоре, говорит ли вежливым тоном, смотрит ли в глаза. Если этого не происходит, то мы настораживаемся, и это мешает установлению и поддержанию контакта.

    Очень важно уместное использование несловесных средств. Например, во время общения в официальной обстановке не надо поправлять волосы, крутить ручку или карандаш, принимать развязные позы и т. д. Не следует во время ответа у доски держать руки в карманах, смотреть в потолок, топтаться на месте, говорить тихим голосом и т. д. Такой ответ снижает оценку.

    Неуместные невербальные средства мешают успешному общению, так как свидетельствуют о неуверенности человека, его низкой коммуникативной культуре. Поэтому многие специалисты в области коммуникации советуют следить за своими жестами, мимикой, тоном, репетировать будущее выступление.

(Н. Ладушкина)

Окончание >>>