Главная >> Русский язык для 7 класса. Ладыженская

 

 

 

Наречие

 

       

§ 39. Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий

Вспомните отрицательные местоимения.

Как они образуются? Приведите примеры.

Объясните, как образованы данные наречия.

От вопросительных наречий (где, куда, откуда и др.) с помощью приставок не- и ни- образуются отрицательные наречия,

В отрицательных наречиях под ударением пишется приставка не-, а без ударения - ни-.

никак

250. Не- или ни-? Запишите слова, учитывая ударение. Обозначьте орфограмму (см. выше образец в рамке). • Составьте с тремя наречиями повествовательные предложения.

    H..где, н..откуда, н..сколько, н..откуда, н..где, н..чуть, н..сколько, н..куда, н..мало, н..куда.

251. Вставьте подходящие по смыслу отрицательные наречия. Поставьте в них ударения и обозначьте приставки. • Назовите виды орфограмм на месте пропусков и скобок.

    1. Петя заблудился в лесу, но __ __ (не)и..пугался.4 (Не)сколько3 групп р..бят пошли на поиски Пет... 2. Мальчик р..шил __ __ (не)идти, а ждать, когда наступит утро. Сп..шить было __ __, и Петя устро..л себе ночлег. 3. Пет.. всё __ __было учи(т, ть)ея ориентироваться на местност..3. 4. __ __ больше он (не)пойдёт в лес, пока (не)науч..тся находить дорогу.

Для справок: 1) нисколько, несколько; 2) никуда, некуда; 3) некогда, никогда.

252. Спишите. Графически обозначьте условия различия на письме не и ни.

    1. Ни косточкой н..где (не)мог я поживиться. (И. Крылов). 2. Сторож (н..)чего (не)слышал. 3. Ветер н..как (не)сорвёт последний л..сток с дуба. 4. (Н..)какой звук снаружи (не)дох..дил в дальнюю комнату. 5. Вороб..и нисколько (не)б..ялись наступивших2 холодов. 6. (Н..)(у)кого из туристов (не)оказалось запас(?)ной коробк.. спич..к.

253. По таблице «Не и ни в отрицательных местоимениях и наречиях» составьте и запишите сложный план ответа о правописании не и ни в отрицательных местоимениях и наречиях. Запишите свои примеры в таблицу, обозначая условия выбора букв е и и и слитного и раздельного написания не и ни.

местоимения

254. Обозначьте условия выбора слитного и раздельного написания не и ни.

    (Не)мог; (не)бл..говидный поступок; (не)вымощ..на; (не)бл.. годарность; (не)брежно; (не)взрачный; (не)б..ющееся стекло; (не)болыпой, а маленький; (не)выполн..нное задание; (не)вежа; (не)вежл..во, а грубо; (не)вежл..во; (не)доверие; (не)взлюбить; (не)вежестве(н, нн)ость; (не)взирая на лица; (не)вкус(?)ный; (не)вооруж..нный знаниями человек; (не)заслуженно; (не)высоко, а низко; (не)был; (не)годовать; (не)добрый; (не)добрый, а злой; (не)вымоще(н, нн)ая, а асфальтированная дорожка; (не)сч..тая; (не)естестве(н, нн)о; (не)дочитана; (не)исч..слимый.

255. Определите по опорным (ключевым) словам тему возможного высказывания. Подберите заголовок. Составьте устный рассказ.

    Не спеша, еле-еле, вскользь, кое-как, время от времени, попусту, неряшливо, нимало, долго-долго, понемногу, нипочём.