Главная >> Русский язык 7 класс. Ладыженская

 

Причастие

 

§ 26. Слитное и раздельное написание не с причастиями

Не пишется раздельно: 1) с краткими причастиями; 2) с полными причастиями, при которых есть зависимые слова или противопоставление с союзом а.

Не пишется слитно с полными причастиями: 1) если без не они не употребляются; 2) если при них нет зависимых слов и нет противопоставления с союзом а.

    Применяя данное правило, р а с с у ж д а й т е   так:

    (не) просохшая после дождя земля. При полном причастии просохшая есть зависимые слова: не просохшая (после чего?) после дождя. Значит, не здесь следует писать раздельно: не просохшая после дождя земля.

153. Проанализируйте текст и назовите элементы разговорного стиля. Спишите, заменяя выделенные глаголы прошедшего времени краткими страдательными причастиями прошедшего времени. Обозначьте условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями.

выровненный

    Ты говоришь, Петя, что наша сп..ртивная площа..ка буд..т через день-два готова. Я с тобой (не) согласен. До полной г..товности ещё д..леко. В сектор для прыжков не пр..везли песок. Беговую дорожку1 не выровняли и не разметили. Щиты к столбам на баскетбольной площадке не пр..крепили. Строительный2 мусор не убрали. При самой энергичной работе мы со всеми этими (не)доделками едва справ..мся за неделю.

154. Спишите, устно указывая условия слитного или раздельного написания не с причастиями.

прекратить

    1. (Не)прекр..щающийся весь день1 шум ливня. (Не)прекр..щающийся шум ливня. 2. (Не)про..снившийся небосклон. (Не)про..снившийся после бури небосклон. 3. (Не)скоше(н, нн)ая трава. (Не)скоше(н, нн)ая на лугу трава. 4. Ещё (не)вспаха(н, нн)ое поле. (Не)вспаха(н, нн)ое поле. 5. (Не)сдела(н, нн)ая (во)время работа пр..учает к бе..делью.

155. Спишите, расставляя пропущенные запятые и вставляя на месте пропусков зависимые от причастий слова. Обозначьте причастные обороты.

претензия

    1. Н. .чего не стоят (не)подкреплё..ые __ __ слова.
    2. Ученик (не)ув..жающий __ __ сам не заслуж..вает уважения.
    3. (Не)пр..ученному __ __ ребёнку будет очень трудно в жизн...
    4. Пустой тратой врем..ни надо считать выступление (не)содержащее __ __.
    5. Ученик (не)выполнивший3 __ __ не сможет как следует понять об..снение нового материала.
    6. А на каком основан.. ты (не)помогавший __ __ претендуешь на помощь товарищей?

Окончание >>>