Главная >> Русский язык 7 класс. Ладыженская

 

Повторение изученного в 5—6 классах

 

§ 1. Синтаксис. Синтаксический разбор

    Что изучается в синтаксисе?

    Чем отличается словосочетание от предложения?

    Чем отличаются простые предложения от сложных?

    В чём заключается отличие главных членов предложения от второстепенных?

    Приведите по два примера на каждый вид предложения по цели высказывания.

7. Составьте словосочетания «прилагательное + », « + существительное», « + существительное» и простые и сложные предложения на одну из тем: «Любимый уголок природы», «Мой дом» и т. п. Получился ли у вас текст? Ответ поясните.

8. Прочитайте стихотворение. Попытайтесь передать своими словами описанную поэтом картину осени. Спишите. Сделайте письменный синтаксический разбор первого предложения. (О порядке разбора см. в «Приложении» на с. 205.) Графически обозначьте условия выбора вставленных орфограмм после шипящих.

ЛЕС ОСЕНЬЮ

Меж редеющих верхуш..к
Пок..залась синева.4
Зашумела у опуш..к
(Ярко)ж..лтая листва.
Птиц не слышно.
Тресн..т мелкий
Обл..мившийся суч..к,
И, хвостом мелькая, белка
Л..гкий делает прыж..к.
Стала ель в лесу заметней —
Береж..т густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шляпу набекрень.

(А. Твардовский)

9. Озаглавьте текст. Спишите его. Укажите нераспространённое предложение.

• Назовите виды орфограмм в корнях слов на месте пропусков.

    Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвес(?)но л..жились на сырую тр..ву.4 Леса м..росили дождём облетевшей листвы. Этот дождь ш..л неделями. Только к концу сентября переле..ки обн..жились и сквозь ч..щу дерев(?)ев стала в..дна синяя даль (с, з)жатых полей.

(К. Паустовский)