Главная >> Русский язык для 7 класса. Ладыженская

 

 

 

Русский язык для 7 класса

 

       

Русский язык как развивающееся явление

    Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа.

К. Ушинский

1. Прочитайте. Какие слова вы выделите голосом? В какую группу славянских языков входит русский язык?

    Русский язык — один из славянских языков. К ним относятся:

      1) восточнославянские: русский, украинский, белорусский;
      2) западнославянские: польский, чешский, словацкий, лужицкий;
      3) южнославянские: болгарский, сербскохорватский, словенский, македонский.

    На русском языке говорит население Российской Федерации.

2. Прочитайте. Почему славянские языки называются родственными? Выпишите слова с выделенными буквами и объясните их написание.

    Между славянскими языками много общего. Сто́ит заговорить, например, болгарину, белорусу, чеху, украинцу, как мы сразу поймём, что их речь очень близка нашей, русской речи. Многое в их речи мы поймём без перевода.

    Есть немало слов, которые в разных славянских языках имеют одно и то же значение и различаются только произношением гласных, согласных или ударением, например: дом, двор, огонь, дым, брат, сестра, сын, дочь, волк, гусь, олень, роса, ночь, луна, снег, вода, нос, зуб, волос; зелёный, белый, весёлый, острый; копать, ходить, шить, писать. Совпадение в лексике, в фонетике и грамматике славянских языков говорит о том, что в древности славяне составляли один народ.

    За многие столетия самостоятельного развития в славянских языках произошли значительные изменения. Многие некогда общие для всех славян слова в разных славянских языках получили различное лексическое значение. Например, слово живот в чешском и польском языках обозначает «жизнь», а в русском — часть тела человека или животного (старое значение этого слова отмечается в обороте не на живот, а на смерть).

3. Прочитайте текст. Какие важные мысли о значении языка высказывает его автор, Д. С. Лихачёв?

    Самая большая ценность народа — это его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! <...> Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чём мы думаем, но мысли наши, ощущения все формулируются языком.

    О русском языке как языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира.

4. Найдите в тексте глаголы, употреблённые в переносном значении. Выпишите грамматические основы всех простых предложений.

          Как птицы, скачут и бегут, как мыши,
          Сухие листья клёнов и берёз,
          С ветвей срываясь, устилают крыши,
          Пока их ветер дальше не унёс.
          Осенний сад не помнит, увядая,
          Что в огненной листве погребена
          Такая звонкая, такая молодая,
          Ещё совсем недавняя весна.

(С. Маршак)

5. Вспомните известные вам слова, появившиеся в связи с освоением космоса. Какие из них уже устарели?

6. Докажите на примере устаревших слов и неологизмов, что русский язык живёт и развивается, что он, по словам Н. Гоголя, «живой, как сама жизнь». Вы можете воспользоваться словарями на печатной основе или словарями в Интернете.