Главная >> Русский язык 6 кл. Ладыженская. Часть 2

 

Глагол

 

§ 98. Правописание гласных в суффиксах глаголов

В каких словах выделенный суффикс сохраняется в форме 1-го лица единственного числа? Когда в суффиксах пишутся буквы ы—и, а когда - о—е?

В суффиксах глаголов

Если в настоящем или в будущем времени глагол оканчивается на -ую (-юю), то в неопределённой форме и в прошедшем времени надо писать суффикс -ова- (-ева-).

Если в настоящем или в будущем времени глагол оканчивается на -ываю (-иваю), то в неопределённой форме и в прошедшем времени надо писать суффикс -ыва- (-ива-).

579. Запишите глаголы в неопределённой форме. Обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы (см. образец в правиле). • С выделенными глаголами составьте словосочетания + неопределённое местоимение в косвенном падеже».

    Участвую, рассказываю3, беседую, советую, балую, просматриваю, чувствую, требую, испытываю, потчую, заведую, рассчитываю, досадую, использую, мобилизую, укладываю.

580. Запишите рядом с неопределённой формой глаголов форму прошедшего времени единственного числа. • Что обозначает выделенный фразеологический оборот?

    Использ..вать, жал..ваться, танц..вать2, расспраш..вать, отпляс..вать2, высчит..вать, вспах..вать, пропал..вать, склад..вать, попроб..вать, затраг..вать, дн..вать и ноч..вать.

581. Образуйте и запишите от глаголов-синонимов, данных в рамке, формы трёх наклонений.

• Составьте предложения с любыми двумя глаголами в условном и повелительном наклонениях.

582. Запишите в неопределённой форме однокоренные глаголы к данным словам. Обозначьте суффиксы глаголов. • Составьте 2-3 словосочетания «переходный + существительное».

    Марш, с..лют, модель, тел..граф, премия, совет, адрес, ц..тата, фотограф, протест, маска, группа, гарантия, след, к..манда.

583. Прочитайте и озаглавьте текст знаменитого скульптора С. Конёнкова. Спишите, выделяя абзацы. Определите время глаголов. • Устно перескажите текст (от 3-го лица).

С. Конёнкова

    Я родился и выр..с в деревн... Мы, сызмальства ребятишки, всегда первыми узн..вали нов..сти. Коробейники* показ..вали заманч..вые картинки. Я завид..вал богатству бродячих торговц..в2 и начал рис..вать сказоч(?)ных героев, а также зверей и домашних ж..вотных.5 Зимой мы любили по следам распут..вать звери(н, нн)ые хитр..сти. Узн..вали птиц по голосам. Умели им подр..жать. Крестьянский труд сызмальства знаком мне. Я и п..хал, и се..л, и молотил, пас скотину, возил с лугов сено. Всё попроб..вал, почу(?)ств.. вал. Полюбил труд — самую верную опору человека — на всю жизнь.

584. Найдите в Интернете материалы о С. Конёнкове, о его мемориальном музее-мастерской и расскажите о творчестве скульптора.