Главная >> Русский язык 6 кл. Ладыженская. Часть 2

 

Глагол

 

Повторение

Контрольные вопросы и задания

    1. Дайте определение глаголу.
    2. Перечислите разноспрягаемые глаголы. Почему они так называются?
    3. В чём особенность спряжения глаголов дать, есть? Можно ли их отнести к разноспрягаемым? Почему?
    4. Приведите по 2—3 примера переходных и непереходных глаголов.
    5. В каком наклонении глаголы изменяются по временам?
    6. Как образуется форма условного наклонения? Как пишется частица бы с глаголами? Где она может находиться?
    7. В каких формах употребляются глаголы в повелительном наклонении? Какие ещё формы глагола могут использоваться для выражения побуждения к действию? Приведите примеры.
    8. Что надо знать о правописании мягкого знака в повелительном наклонении глаголов?
    9. Какие глаголы называются безличными? Приведите примеры.

585. Диктант из слов с непроверяемыми орфограммами, правописание которых изучалось в теме «Глагол».

586. На основе материалов § 88-96 составьте сложный план сообщения о глаголе как части речи. Расскажите о нём по плану, приведите примеры.

587. Сгруппируйте глаголы с не по признаку: а) личные глаголы; б) безличные глаголы. Определите их наклонение.

    1. На печи (не)храбрись, а в поле (не)трусь. 2. (Не)суйся в воду, не зная броду. 3. Сегодня (не)тает, а завтра кто знает. 4. Видит око, да зуб (не)ймёт. 5. За кем3 нет погони, тот3 и (не)бежит. 6. Хочется есть, да (не)хочется с печи лезть1.

(Пословицы)

588. Прочитайте стихотворение. Какова его основная мысль? Запишите 5-6 словосочетаний, раскрывающих мысль автора. • Назовите виды орфограмм на месте пропусков и скобок.

          Люблю тебя, Петра творенье,
          Люблю3 твой строгий, стройный вид,
          Невы д..ржавное т..ченье,
          Береговой её гр..нит,
          Твоих оград узор чугу(н, нн)ый,
          Твоих задумчивых ночей
          Прозрач(?)ный сумрак, блеск безлу(н, нн)ый,
          Когда я в комнат., моей
          Пишу, читаю без лампады,
          И ясны1 спящие гр..мады
          Пусты(н, нн)ых улиц, и св..тла
          Адмиралтейская игла.
          И, не пуская тьму ноч(?)ную
          На золотые н..беса,
          Одна з..ря см..нить другую
          Сп..шит, дав ноч.. (пол)часа.

(А. Пушкин)

Адмиралтейская игла

589. Выпишите сначала глаголы в неопределённой форме, затем во 2-м лице единственного числа изъявительного наклонения и, наконец, во 2-м лице повелительного наклонения. Какие слова вы не выписали? Почему?

    Прижеч(?), загораеш(?), ключ(?), прикоснёш(?)ся2, обеспечите, привлеч(?), умнож(?), испеч(?), стрич(?)ся, приезжаеш(?), шепчеш(?)ся, рассердиш(?)ся, грач(?), бе- реч(?)ся, товарищ(?), замаж(?), обжеч(?)ся, не тревож(?)тесь, расчищаеш(?), плющ(?), спряч(?)тесь.

590. Найдите глаголы, которые обозначают цвет, сияние, и запишите их во всех временах (в изъявительном наклонении).

Образец. Зеленеет (наст, вр.) - зеленел (прош. вр.) - будет зеленеть (буд. сложн, вр.).

          На улице снег белеет,
          Алеет и голубеет...
          А снег всё летит, сверкает,
          А снег всё летит и тает.

(Н.Васильев)

591. Вспомните все виды орфограмм, изученных в теме «Глагол», и запишите по 3-4 слова с этими орфограммами, обозначая условия их выбора. В случае затруднений обращайтесь к списку изученных орфограмм на форзацах учебника.

592. -Тся или -ться? Графически обозначьте орфограмму.

    1. Там день и ночь кружи.. жёлтый лист, и слыши.. мгновенный ветра свист. (А. Пушкин) 2. Ночью ветер зли.. да стучит в окно. (Н. Некрасов) 3. Хорошо бы нам с тобой прокати.. с горки той. Хорошо бы взять коньки, лыжи-скороходы и промча.. вдоль реки даже в непогоду. (К. Ибряев) 4. Стынут лунные дорожки, дым клуби.. над трубой. Дети жму.. тесным кругом за столом у огонька. (Е. Трутнева)

593. Диктант. Обозначьте спряжения глаголов. Какой из выделенных глаголов переходный, а какой - непереходный?

          Что люб..тся, чем дыш..тся,
          Душа чем ваша полн..тся,
          То в голосе уелыш..тся,
          То в песенке припомн..тся.
          А мы споём о родине,
          С которой столько связано,
          С которой столько пройдено.
          Хорошего и разного!
          Тяжёлое забуд..тся,
          Хорошее остан..тся.
          Что с родиною сбуд..тся,
          То и с народом стан..тся.

(И. Уткин)