Главная >> Русский язык 6 кл. Ладыженская. Часть 2

 

Глагол

 

§ 89. Разноспрягаемые глаголы

Рассмотрите таблицу. Докажите, что глаголы хотеть и бежать являются разноспрягаемыми.

522. Спишите. Подчеркните разноспрягаемые глаголы. Укажите их время, лицо, число. • Составьте простые и сложные предложения с глаголами-синонимами, данными в рамке.

    1. Коль хоч..шь радости Отчизне3, трудись не покладая рук.
    2. Кто хочет, тот доб(?)ётся.
    3. Мы (не)хотим войны.

523. Вставьте в нужной форме глагол бежать. Объясните его значение.

Образец. Время __ __. Время бежит (быстро проходит).

    1. Облака __ __ над морем.
    2. Вода __ __ из крана.
    3. Я __ __ по лугу.
    4. Кровь __ __ по жилам.
    5. Тропинка __ __ в гору.

Рассмотрите таблицы. Назовите окончания глаголов есть, дать. В чём особенность спряжения этих глаголов?

Одинаковые ли основы у этих глаголов в единственном и во множественном числе?

524. Пользуясь таблицами в § 89, проспрягайте глаголы (не)сдаться, наесться, создать. Какого вида эти глаголы?

525. Прочитайте диалог. Какова его основная мысль? Можно ли в данном тексте выделенное слово заменить синонимами из рамки?

    — Быть может, вы хотите покушать?
    — Спасибо. Я только что ужинал.
    — «Кушал» — это лакейское слово, да?
    — Почему?
    — Помните, в литературе прошлого века? Только лакеи говорили: «Кушать подано». Господа всегда говорили: «Милости прошу перекусить...»

(Ю. Семёнов)

526. Составьте и запишите диалог на тему «За завтраком», включив в него глаголы есть, кушать.

Лучше говорить!

527. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Укажите вид, лицо и число разноспрягаемых глаголов хотеть, бежать. • Являются ли антонимами выделенные слова? Почему?

Образец

    1. Буд..шь старат(?)ся — всё может удаст(?)ся. 2. Язык мягок — что (хотеть), то и лопоч..т. 3. Худая снасть и отдохнуть (не)(дать). 4. Чего себе (не)(хотеть), того и другому не делай. 5. Добрая слава лежит, а худая (бежать).4 6. Паши не лениво, если (хотеть) жить счас(?)ливо.

(Пословицы)