Главная >> Русский язык 6 кл. Ладыженская. Часть 1

 

Повторение изученного в 5 классе

 

§ 7. Орфограммы в окончаниях слов

От каких условий зависит выбор букв в окончаниях:

    а) существительных;
    б) прилагательных;
    в) глаголов?

Приведите примеры.

34. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте окончания, объясните их написание.

    В ясн..ю погоду, в необъятн..м простор.., на маленьк..й ёлочк.., отправ..мся по Волг.., в ярк..м зарев.., в благородн..м порыв.., гуля..шь по рощ.., над син..м прудом, в неподвижн..м неб.., к ближн..му лесу, в поздн..ю осень, из лесной чащ.., гон..т облака, услыш..шь шаги.

35. Прочитайте и озаглавьте текст. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Обозначьте морфемы, в которых пропущены буквы. • Какими членами предложения являются выделенные слова? • Составьте простой план текста, используя вопросительные предложения.

    Корни дерева служ..т3 ему две службы. Они корм..т п..тают дерево пищ..й, которую сосут из земли. Они прикр..пляют дерево к матер..-земле и служ..т ему опорой против бурь и непогод. Отнимите у дерева его корни, и оно умрёт.

    Ствол дерева служ..т ему также две службы. Он н..сёт на себе сучья с ветвями листьями и пл..дами и в то же время провод..т к ним пищу из земли.

    Сучья и ветви н..сут на себе листья цветы и пл..ды и перед..ют те соки, которые получают через ствол от корней.

(Д. Кайгородов)

36. Выпишите слова с пропущенными буквами. Обозначьте окончания, объясните их написание.

        1. Высоко́ полный месяц стоит
        В небесах над туманн..й землёй,
        Бледн..м светом луга серебрит,
        Напоённые белою мглой.

        2. Крупный дождь в лесу зелён..м
        Прошумел по стройн..м клёнам,
        По лесным цветам.

        3. Туча растаяла. Влажн..м3 теплом
        Ве..т весенняя ночь над селом;
        Ветер принос..т2 с полей аромат,
        Слабо але..т за степью1 закат.

        4. На окне, серебрян..м от инея,
        За ночь хризантемы расцвели.

(И. Бунин)

37. Прочитайте выразительно текст. Найдите языковые средства, с помощью которых изображены краски заката, солнечное освещение. Озаглавьте текст. Спишите, вставляя пропущенные буквы и обозначая слова с нулевым окончанием.

    Но вот наступает вечер. З..ря запылала пожаром и обхв..тила полнеба. Сол(?)це с..дится. Воздух вбл..зи как-то особенно пр..зрачен, словно ст..клянный; вд..ли л..жится мя..кий пар, тёплый на вид; вместе с р..сой пада..т алый блеск на поляны, ещё недавно облитые потоками жи..кого золота; от деревьев, от кустов, от высоких ст..гов сена поб..жали длинные тени... Сол(?)це село; зв..зда зажглась и дрожит в огнистом море заката... Вот оно бледне..т; сине..т небо; о..дельные тени и(з, с)чезают, воздух нал..вается мглою. Пора домой, в деревню, в избу, где вы ночуете.

(И. Тургенев)

38. Напишите сочинение на тему «Интересная встреча». Озаглавьте его. Какой текст у вас получился - описание, повествование или рассуждение? Какую форму вы использовали - дневника, письма или сказки? При доработке написанного обратитесь к памятке «Как совершенствовать написанное» (см. Памятки).