Главная >> Русский язык 6 кл. Ладыженская. Часть 1

 

Повторение изученного в 5 классе

 

§ 6. Части речи

Какие известные вам части речи называют что-либо, а какие не называют, а служат для связи слов и предложений?

Порядок морфологического разбора слова

1. Часть речи. Общее значение.

2. Морфологические признаки:

    для имени существительного:
    начальная форма (именительный падеж единственного числа), собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, склонение, падеж, число;
    для имени прилагательного:
    начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода), краткая или полная форма, род (в единственном числе), падеж, число;
    для глагола:
    начальная форма (неопределённая форма), вид, спряжение, число, время (если есть), лицо (если есть), род (если есть).

3. Синтаксическая роль.

Образец письменного разбора

Я стоял на крыльце и следил глазами, как шла между неподвижных берегов огромная полоса тёмного льда. (С. Аксаков)

(крыльцо) — сущ., нариц., неодуш., ср. р., 2-го скл., П. п., ед. ч.

(тёмный) — прилаг., в полн. ф., м. р., Р. п., ед. ч.

(следить) — глаг., несов. в., II спр., ед. ч., прош. вр., м. р.

31. Прочитайте и озаглавьте текст. Определите его стиль. Спишите. Подчеркните слова, которые обозначают звуки и краски догорающего дня. У выделенных существительных укажите род, склонение, падеж; у прилагательных - род, падеж; у глаголов - вид, спряжение. • 2-3 предлога заключите в прямоугольники, а 2-3 союза - в кружки.

    Закат т..жело пыла..т на кронах дерев(?)ев, золотит их старинной позолотой. Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. Бе(з, с)шумно лета..т, как будто заглядывают в лицо, летучие мыши. Какой-то непонятный звон слышен в лесах3 — звучание вечера, догоревшего дня. А вечером бл..снёт наконец озеро, как ч..рное, косо поставленное зеркало. Ноч(?) уже стоит (над)ним и смотр..т в его тёмную воду, — ноч(?), полная звёзд. На запад.. ещё тлеет заря, в зар..слях волч(?)их ягод кр..чит выпь, и на мшарах* бормоч..т и воз..тся журавли, обе(з, с)покоенные дымом к..стра. Всю ноч(?) огонь1 к..стра то разгорает(?)ся, то гасн..т.

(К. Паустовский)

32. Запишите группами известные вам самостоятельные части речи. Обозначьте в записанных прилагательных безударные окончания. Выполните морфологический разбор выделенных слов.

    Луговая речка бежит по ровной долине или по широкому лугу. Извилистые берега её обрастают местами лозняком, вербою и ольхой, а местами осокой и другими береговыми травами; дно её ровно и гладко, и глубина почти везде одинакова.

(С. Аксаков)

33. Прочитайте и озаглавьте текст. Спишите. В первом абзаце над существительными напишите склонение и падеж; во втором над глаголами напишите вид и спряжение; над выделенными прилагательными напишите род и падеж.

    Есть прелесть и в самой поз(?)ней3 осени — в этом безн..дёжном дожде, в этих острых, одуряющих зап..хах тления, в этих мален(?)ких, сморщенных, пос..невших от холода сырое..ках, на ссохшихся б..ретиках которых лежат сосновые иголки, липнет бруснич(?)ный лист и др..жит, св..ркает, как слеза, дождевая капля.

    Шумит над головой лес. Мя..ко похлюпывает под ногами сизый карельский мох.4 Рдяно алеют в своей нерж..веющей зелени крупные бусины брусники... Косо, невп..пад лежит рыжий, поникший пап..ротник... И никаких звуков — ничего, кроме шума дождя и ш..рохов леса.

(Л. Пантелеев)