Главная >> Русский язык 6 кл. Ладыженская. Часть 1

 

Имя существительное

 

Повторение

Контрольные вопросы и задания

    1. Дайте определение имени существительного.
    2. Что нового вы узнали о склонении и роде существительных?
    3. У каких существительных и в каких падежах в единственном числе пишутся в окончании буквы е и и?
    4. Как образуются имена существительные?
    5. Как отличить существительные с приставкой не- от существительных с отрицательной частицей не?
    6. Как различить на письме суффиксы -ек и -ик?
    7. Расскажите о правописании букв ч и щ в суффиксе -чик (-щик).
    8. Как мы определяем, когда нужно писать о, а когда е после шипящих в окончаниях и в суффиксах существительных?

308. Диктант из слов с непроверяемыми орфограммами, правописание которых изучалось в теме «Имя существительное».

309. На основе материалов § 44, 45, 47-50 составьте сложный план сообщения об имени существительном как части речи; расскажите о нём по плану. • К какому стилю речи относится ваше сообщение?

310. Заполните 3-4 примерами таблицу «Способы образования имён существительных».

311. Прочитайте выразительно отрывок из романа А. Пушкина «Евгений Онегин». Для понимания слов текста, написанных латиницей, познакомьтесь с фрагментами краткого лингвистического комментария к роману, сделанного Н. М. Шанским. Проверьте по толковому словарю, заимствованы ли русским языком эти слова. Выполните их морфологический разбор. • Выпишите слова с пропущенными буквами и обозначьте условия выбора орфограмм. • Составьте схему последнего предложения.

        Когда же юности м..тежной
        Пр..шла Евгению пора,
        Пора надежд и груст.. нежной,
        Monsieur прогнали со двора.
        Вот мой Онегин на свобод..;
        Острижен по последней мод..,
        Как dandy лондонский одет —
        И наконец увид..л свет.
        Он по-французски совершенно
        Мог из(?)ясняться и писал;
        Ле..ко м..зурку танц..вал
        И клан..лея непринужденно;
        Чего ж вам больше? Свет р..шил,
        Что он умён и очень мил.

Лингвистический комментарий

Monsieur - гувернёр (буквально «господин»).

Dandy - щёголь. Написание Пушкиным этого нового для русских английского слова латиницей свидетельствует о том, что оно было ещё не освоено и воспринималось как варваризм*.

312. Составьте таблицу «Буквы е и и в падежных окончаниях существительных» и заполните её 4-5 примерами. Какие виды орфограмм надо знать, чтобы заполнить таблицу?

313. Составьте таблицу «Буквы о и е после шипящих в суффиксах существительных» и заполните её 4-5 примерами.

314. Вспомните ещё виды орфограмм, изученные в теме «Имя существительное», и заполните таблицу 4-5 примерами на каждый вид. Обозначьте в записанных словах условия выбора соответствующих орфограмм.

315. Прочитайте и озаглавьте текст. Спишите, расставляя пропущенные запятые и употребляя слова, данные в скобках, в нужной форме. Укажите род и падеж этих существительных. • Есть ли у вас школьный музей боевой славы? Расскажите о нём родителям, друзьям.

    По широкой тополевой (аллея) идём к м..нументу — величественной (фигура) воина. Здесь пам..тник-музей героям (В, в)еликой (О, о)течественной войны.

    В (музей) боевые (знамя) и макеты р..йона военных действий. В больш..м бронзов..м (оклад) — «Книга Вечной славы». В неё занесены (имя) с..лдат с..ржантов оф..церов и г..нералов — учас(?)ников этих боёв. Многие из них удостоены звания (Г, г)ероя Советского Союза.

    Музей создан при (участие) школьников, входящих в отряды и клубы с кратк..м романтическ..м названием « Поиск ».

316. Прочитайте текст. Определите его основную мысль. Сгруппируйте слова, в которых пропущены буквы: а) в окончании; б) в корне; в) в приставке. • Обозначьте морфемы в выделенных словах.

САХАЛИН

    На восточной окраин.. нашей Родин.. ра(з, с)положен остров Сахалин. Новый день пр..ходит к сахалинцам на 8 часов раньше, чем к москвичам, тулякам, нижегородцам.

    А зима? Она наступает на острове не раньше, чем в средней п..лосе Росси.., но зато долго (не)хочет пок..дать его.

    После обильного снег..пада на улицы города выходят снег..очистители. Они в первую очередь ра(з, с)чищают под(?)езды к школам, магазинам, лечебным учреждениям.

    Сахалинские ребята трудностей (не)боятся. Они отменные лыжники и рыболовы.

317. Спишите, расставляя знаки завершения. Определите тему текста и укажите 6-7 ключевых слов, помогающих её осознать. Слов какой части речи больше среди ключевых в данном тексте? • Подчеркните грамматические основы в сложных предложениях.

    Вид..л ли кто-нибудь, как ум..рает лёд на лугу в лучах со(?)нца Вчера ещё это был богатый ручей: видно по мусору, оставленному на лугу Ноч(?) была тёплая, и он успел за ноч(?) ун..сти почти всю свою воду и присоединить её к большой воде Последние остатки схватил мороз и (з, с)делал из них кружева́ на лугу Скоро со(?)нце из..рвало все эти кружева, и каждая льдина отдельно ум..рала, падая на землю золотыми каплями.

(М. Пришвин)