Главная >> Русский язык 6 кл. Ладыженская. Часть 1

 

Имя существительное

 

§ 46. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя

В безударном суффиксе -ен- существительных на -мя пишется буква е.

259. Спишите. Обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы (см. образец в правиле). • Найдите фразеологизм. Что он обозначает?

    Язык плам..ни костра, прик..саться к стрем..ни, вождь плем..ни, до поры до врем..ни, ун..верситет им..ни М. В. Ломоносова, под брем..нем* лет, нога в стрем..ни, свежие сем..на, не дать погаснуть плам..ни, боль в тем..ни, новые врем..на.

260. Запишите слова в родительном падеже в единственном числе. Обозначьте часть слова, в которой находится орфограмма «Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя».

    Знамя, пламя, время, имя, племя, стремя, семя.

261. Спишите, употребляя слово имя в нужной форме и расставляя разделительные запятые между однородными членами и частями сложного предложения. • Графически объясните условия выбора вставленных орфограмм.

    Многих инт..ресуют вопросы которые связаны с русскими личными (имя). Хочет(?)ся узнать, откуда (имя) произошли что они обозн..чают.

    Ответы можно найти в специальных сл..варях русских личных (имя). Сл..варную статью такого сл..варя во(з, с)главляет полное официальное имя. После (имя) даёт(?)ся этимологическая справка о происхождени.. и первоначальном значени.. (имя). Затем приводят(?)ся о(?)чества которые образуют(?)ся от (имя), далее следуют уменьшительные производные для наим..нования человека в быту в кругу сем(?)и в кругу друзей товарищей.

262. Составьте и запишите план словарной статьи словаря русских личных имён по тексту упр. 261. По этому плану напишите словарную статью об имени одного из ваших близких.

263. Подготовьте устное публичное выступление о происхожде- нии имён. Используйте по выбору приведённые рабочие материалы. Будет ли ваше выступление только информационным, или вы постараетесь убедить одноклассников, как интересно изучать происхождение имён?

Рабочие материалы

    1. Алексей, м. [греч. «защищать», «защитник», «помощник»]; Алексеевич, Алексеевна; Алексеич, Алексевна (разг.). Производные: Алексейка, Алёша, Алёшенька, Алёшечка, Лёша, Лёха, Алёня, Лёня и др. Всего 76 производных.

    2. Наталия, ж. [лат. «родная»]. Производные: Наталка, Наташа, Наташенька, Наташечка, Наташка, Ната, Натуля, Натуся, Туся, Таша и др. Всего 95 производных.

264. Прочитайте и озаглавьте текст. Сгруппируйте слова с пропущенными буквами по видам вставленных орфограмм, одновременно обозначая графически условия их выбора.

    Саше шесть лет. Отец в..дёт его за руку через ра(з, с)паханное поле. Саша часто спотык..ется, ему т..жело идти по отвалам. Последние ра(з, с)гулявшиеся ласточки бе(з, с)шумно вверх-вниз переч..ркивают красный закат, тонущий за лесами.

    По полю ползает трактор, ровно стучит м..тором, покашливая, выбрасыва..т из трубы мутновато-лиловый дымок. Время от врем..ни слышен скреж..т подвернувшегося под лемех* булыжника. Из-под р..стопыренной железной п..терни плуга густыми руч(?)ями теч..т земля. Отвалы её тускло л..снятся на з..кате.

    Отец ост..новился, нагнулся и полной пр..горшней забрал землю, поднёс к лицу. Трактор с д..ловитостью втянувшегося в работу труженика, попыхивая, уд..лялся .

    — Чуешь, пахнет? — произнёс отец.

    Саша тоже схватил горсть, поднёс к носу. Но земля пахла землёй.

    Через подобревший голос, через непр..вычно мягкое лицо отца шестилетний Саша почу(?)ствовал тогда смутную благодарность к земле. Как драгоценность, держал её, горсть влажных крошек, по-отцовски. Б..режливо мял, нюхал. Земля пахла землёй.

(В. Тендряков)

265. Диктант по тексту упр. 264.