Главная >> Русский язык 6 кл. Ладыженская. Часть 1

 

Словообразование. Орфография. Культура речи

 

Повторение

Контрольные вопросы и задания

    1. Что изучает раздел науки о языке «Словообразование»?
    2. По какому признаку среди сложных слов мы выделяем сложносокращённые слова?
    3. По каким признакам вы различаете, когда в корнях -лаг- — -лож-, -раст- — -рос-, -кас- — -кос-, -гар- — -гор-, -зар- — -зор- надо писать безударную гласную а и когда — безударную гласную о?
    4. Как различить на письме гласные в приставках пре- и при-? Чем объясняется, что правило об их правописании охватывает не все слова с этими приставками?

231. Диктант из слов с непроверяемыми орфограммами, правописание которых изучалось в теме «Словообразование. Орфография».

232. На основе материалов § 31, 33, 41-43 составьте и запишите сложный план сообщения о составе слова и способах словообразования. Расскажите по нему о словообразовании в русском языке, приведите примеры.

233. Распределите приведённые слова в соответствии со способом их образования. Подберите свои примеры (существительные, прилагательные, глаголы) на каждый способ словообразования.

    Лётчик, параш..тистка, электровоз, малодоступный, пр..странный (поступок), преподнести, ЦБ, турпоход, птиц..фабрика, учительская, ДТП, пр..встать, сотрудник, кресло-кровать, сбербанк.

234. Дополните списки слов 2-3 примерами каждого способа образования сложных слов.

    1. Сложение двух целых слов: ракета-носитель, лётчик-космонавт.
    2. Сложение части слова с целым словом: физкультура, драмкружок.
    3. Сложение полных основ с помощью соединительных гласных о, е: верхолаз, полевод, черноглазый, ракетоноситель.
    4. Сложение сокращённых основ: профком, ПДД, вуз.

235. Заполните таблицу «Гласные буквы в корне слова» 3-4 примерами на каждый вид орфограммы.

236. Вспомните виды орфограмм на тему «Гласные и согласные буквы в приставках» и запишите по 4-5 примеров каждого вида, обозначая в записанных словах соответствующие орфограммы.

237. Прочитайте текст о том, как поёт жаворонок. Найдите 3-4 примера морфемных способов образования слов. • Вы заметили, что некоторые слова повторяются от 2 до 4 раз? Попытайтесь объяснить наличие повторяющихся слов в тексте.

ЖАВОРОНОК

    Взлетел с проталинки жаворонок, запел, зазвенел серебряным бубенчиком.
    Чем выше поднимается, тем ясней слышна его песенка.
    Над полем поднялся — на всё поле слышно.
    Выше леса поднялся — на все окрестные леса слышно.
    Ещё выше поднялся — пропал в голубом небе, совсем не видать его.
    А серебряный бубенчик всей земле слышен.

(Э. Шим)

238. Прочитайте текст. В какое время года описывает красоту Москвы К. Симонов? Что бы вы добавили к этому описанию? Выпишите слова с пропусками и со скобками, обозначая орфограммы. • Укажите предложения с однородными членами и объясните расстановку запятых в них.

МОСКВА

    Она так кр..сива, мы так пр..выкли к её кр..соте, что порой перестаём зам..чать её. Но стоит уехать из неё на (пол)года, на месяц, на н..делю, и она будет вырастать в твоей пам..ти утром, днём, вечером.

    Р..зовато-х..лодный осе(н, нн)ий ра(с, сс)вет встаёт п..зади Кремля, над зу..цами стен и коническими ..стриями башен. Тёмная ноябрьская вода бе(з, с)шумно струится под высокими мостами — под Москворецким, Каменным, Крымским, Бородинским. Если стать на Бородинском мосту, где над т..жёлыми пр..лётами высятся гранитные эмблемы воинской славы, где за сто вёрст п..зади — Бородинское поле, а впереди — Кремль, можно окинуть взором Москву, пустынные утренние наб..режные. Там, за п..воротом реки, высятся в..здушные с..ребряные цепи Крымского моста; с другой стороны, над рекой, с лёгким свистом прол..тают кажущиеся отсюда маленькими в..гончики метро. А туда, наверх от моста, начинается Арбат с его переулками и переулоч(?)ками, со Староконюшенными, Скатертными, Хлебными, с у..кими улоч(?)ками, сами названия которых г..ворят о профе(с, сс)иях старых ру(с, сс)ких мастеров, зас..лявших их, строивших этот город для себя и потомков, строивших его з..лотыми руками, в..сёлой песней, крепким словом, всей своей широкой ру(с, сс)- кой душой!

239. Составьте предложения, опираясь на текст, в котором К. Симонов описывает Москву, её красоту (см. упр. 238).

        Позади Кремля, над зубцами стен...
        На Бородинском мосту...
        За сто вёрст позади...
        За поворотом реки...
        Над рекой пролетают...
        Наверх от моста...

240. Как можно озаглавить стихотворение О. Шестинского? Как образованы выделенные слова? Вспомните другие слова, в которых используется корень сам-.

        Какое красивое слово
        «Присады»!
        Что значит по-русски
        Деревья вдоль сельской дороги.
        Какие неисчислимые клады
        Скрывает
        Славянский колодец глубокий.
        Слова берегите —
        они самоцветы,
        они самокаты,
        они самоходы,
        они самобеги
        всегда и вовеки.

241. Диктант. Обозначьте части слов, в которых имеются орфограммы. Вставьте пропущенные знаки препинания.

    1. Отряд туристов шёл по алле.., которая в..ла к реке. 2. Р..бята ост..новились у обрывистого берега пол..жили свои рю..заки набрали сухих веток и разожгли к..стёр. 3. Вес..ло затр..щали сучья зак..пела вода в кот..лке и чай вскоре был г..тов. 4. К..тлеты и чай с п..рогами на свеж..м воздух.. пок..зались самой вкус(?)ной пищей. 5. Все поблагодарили девочек, которые пр..готовили ужин.