Главная >> Русский язык 6 кл. Ладыженская. Часть 1

 

Словообразование. Орфография. Культура речи

 

§ 35. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план

80. Прочитайте материалы (ключевые слова) к сочинению и план их сбора. На какую тему можно написать сочинение? Выберите и запишите к каждому пункту плана соответствующие материалы.

План

1. Коридор
2. Комната:
а) пол;
б) стены;
в) потолок;
г) окна;
д) мебель

Материалы к сочинению

Шкаф в углу, полка для книг, ц..ферблат
стенных часов, р..сточки ц..трусовых
в г..ршках на под..коннике, к..лендарь,
к..ртина в золочёной рам.., тюлевые
зан..вески на м..таллическом к..рнизе,
большое зеркало, журнальный столик
на трёх но.жах, большой обеденный стол,
ц..новка, полосы солнеч(?)ного света на
п..толке, красивые мя..кие стул(?)я,
п..ркетный пол, трёхстворчатое окно,
веш..лка в к..ридоре.

181. Прочитайте текст. Ознакомьтесь с планом к нему. В какой части плана есть подпункты? Разделите текст на три абзаца в соответствии с планом. • В каком значении употреблено выделенное словосочетание?

В СТАРИННОЙ СЕВЕРНОЙ ИЗБЕ

План

    1. Вход в горницу.
    2. Просторная и красивая горница:


      а) небогатая обстановка комнаты;
      б) искусные украшения.

    3. Народное искусство живёт и сегодня.

    Высокое крыльцо. Из кленовых сеней через низкую дверь мы входим в просторную горницу. Вдоль стен — липовые лавки, треть комнаты занимает кирпичная печь. Около неё висит льняное вышитое полотенце. Всё в доме сделали руки хозяина и хозяйки. Каждую вещь они украсили яркой росписью, вышивкой или кружевом резьбы по дереву. На столе стоит резная деревянная солонка-уточка, чудесные ковши-лебеди. Вплоть до сегодняшнего дня живёт древнее искусство русского народа.

182. Подберите материалы к описанию помещения. Пойдите в учебные мастерские, школьные кабинеты, актовый зал, школьный музей и т. д. Осмотрите помещение: его размеры, назначение, расположение окон, дверей. Какие предметы находятся в помещении? Какой пол? В какой цвет окрашены стены, потолок? Как используется помещение?

Составьте сложный план описания помещения. Запишите собранные материалы. Определите, для чего или для кого вы будете описывать помещение.

183. Сочинение. Опишите по выбору помещение, используя составленный план и собранные материалы (см. упр. 182). Озаглавьте сочинение. Определите его основную мысль. В каком стиле вы будете его писать? Какие синонимы в рамках вам пригодятся для описания?