Главная >> Русский язык 6 кл. Ладыженская. Часть 1

 

Язык. Речь. Общение

 

§ 3. Ситуация общения

    Я вчера прочитала и даже запомнила очень интересные стихотворные строчки Р. Уодиса.

          Лишь пять вещей должны все знать,
          И нам язык не враг.
          КОМУ сказать?
          О ЧЁМ сказать?
          КОГДА? и ГДЕ? и КАК?

    В этих стихотворных строчках кратко говорится о том, что помогает успешно общаться. Так, важно учитывать, кому ты говоришь. Ты ведь по-разному будешь просить помочь тебе решить задачу у мамы и у учительницы.

    О чём ты будешь говорить, что скажешь, зависит от задачи, которую ты себе поставил. Например, ты просишь маму пойти с тобой в театр, и она соглашается. Или спрашиваешь дорогу у незнакомого прохожего, и он тебе объясняет. Или, например, видишь, что одноклассник волнуется перед соревнованием, ты говоришь ободряющие слова, и он успокаивается.

    Обратите внимание: я привела примеры удачного общения, когда вы достигаете поставленной задачи.

    А где и когда тоже имеют большое значение?

     

    Конечно. Например, наша учительница по математике часто не говорит о чьих-то ошибках при всех, на уроке. Об этом она старается поговорить с нами с глазу на глаз, на перемене. И тогда не так обидно за двойку и не пропадает желание учиться.

    И как говорить — тоже важно. Терпеть не могу, когда девчонки говорят свысока, а мальчишки — слишком громко.

    Итак, когда мы общаемся, мы должны иметь в виду компоненты речевой ситуации — кому, почему (зачем), где, когда мы говорим или пишем. И конечно, учитывать, как нас воспринимают окружающие. Кто говорит или пишет — тоже очень важно. Одно дело, если учитель посоветовал нам исправить ошибку, а другое дело — неуспевающий сосед по парте. От этих компонентов зависит, как мы строим или воспринимаем высказывание — ЧТО и КАК мы говорим, пишем.

    7. Рассмотрите схему «Компоненты речевой ситуации». Назовите все вопросы в схеме. Сколько их? Почему все стрелки соединены с овалом, в котором находятся вопросы ЧТО? КАК?

    Окончание >>>