Главная >> Русский язык 6 кл. Ладыженская. Часть 1

 

Повторение изученного в 5 классе

 

§ 12. Прямая речь. Диалог

Из каких частей состоят предложения с прямой речью?
Какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью?
Какими знаками препинания обозначаются реплики в диалоге?

55. Прочитайте выразительно диалог мальчика, «мужичка с ноготок», и взрослого. Объясните постановку знаков препинания в диалоге.

    ...И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
    Лошадку ведёт под уздцы мужичок. <...>
    — Здорово, парнище!
    — Ступай себе мимо!
    — Уж больно ты грозен, как я погляжу!
    Откуда дровишки?
    — Из лесу, вестимо*, отец, слышишь, рубит, а я отвожу. <...>
    — А что, у отца-то большая семья?
    — Семья-то большая, да два человека всего мужиков- то: отец мой да я.

56. Прочитайте и озаглавьте текст. Выпишите 2-3 предложения с прямой речью и постройте их схемы. • Можно ли использовать в данном тексте синонимы (см. слова в рамке) вместо выделенного слова? Почему?

    Утреннее пение птиц нестройно и торопливо, но именно в этой торопливости, в перебоях и переливах разноголосья вся новизна3 лесного летнего утра. Вот какая-то крошечная пичужка открыла глаза, увидела вокруг себя свежую маслянистую зелень, жемчужные капли росы и удивлённо присвистнула: «Вижу ветки, вижу ветки!»4

    А другая уже взвилась над макушкой дерева, зажмурилась от блеснувшего света и поспешила оповестить: «Солнце! Солнце встаёт!» — «Роса серебрится, роса серебрится!» — отвечают ей снизу, из густого куста орешника.5 «Вить?» — спрашивает зяблик, кружась около недовитого гнёздышка. — «Вить, вить!» — торопливо отвечают ему. И он, принявшись за дело, свищет на всю опушку: «Вью1, вью...» Птицы щебечут, свистят, щёлкают, перебивают друг друга, наполняют лес суетой и гомоном пробуждения.

(По В. Полторацкому)

57. Найдите в «Сказке о царе Салтане...» или в любой другой сказке А. Пушкина примеры предложений к каждой схеме.

1. А: «П».
2. А: «П?»
3. А: «П!»

4. «П», — а.
5. «П?» — а.
6. «П!» — а.

58. Запишите высказывания писателей о русском языке как прямую речь. Слова автора составьте из фамилии, имени, отчества писателя и приведённых в рамках глаголов. Второе высказывание поставьте после слов автора. В составленных предложениях объясните знаки препинания. Постройте схемы получившихся предложений с прямой речью.

    1. Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. (Алексей Николаевич Толстой)

    2. Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше, читайте таких мастеров словесного искусства, каковы Пушкин, Гоголь, Лев Толстой, Лесков, Чехов. (Максим Горький)

59. Составьте и запишите диалог из 3-4 реплик на одну из предложенных тем.

  • В книжном магазине.
  • В библиотеке.
  • На стадионе.
  • В школе на перемене.
  • Дома (разговор по телефону).