Главная >> Русский язык для 5 класса. Ладыженская. Часть 2

 

Морфология. Орфография. Культура речи

 

       

§ 97. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе (окончание)

542. Спишите, раскрывая скобки. Устно объясните постановку тире.

    I. Получено пис(?)мо для (Агния Григорьевна). Брош..- ру передайте (Лидия Ивановна) в ж..ри1. Скажите (Марья Николаевна) о (прибытие) поезда2. Воз(?)мите альбом у (Юлия Алексеевна). Обратитесь к (Клавдия Павловна). Ждите нас около дома (Евгения Борисовна).

    II. Василий, Валерий, Виталий, Афанасий и Юрий — брат(?)я.4 Выходят они на воскресную прогулку.4 На (Василий) пуховый шарф, на (Валерий) узорч..тые рукавицы, на (Виталий) ш..рстяная шапоч(?)ка, на (Афанасий) свитер, а на (Юрий) пёстрый ж..лет. И все эти вещи — подарок их бабушк.. (Евдокия Никитична).5

543. Спишите, вставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте склонение и падеж существительных. Перескажите (устно) текст.

    Когда употребляется слово «заглавие»? Можно говорить и писать о заглави.. и о названи.. рассказа2 повеет.. романа книг.. статьи3. А говоря о кинофильм., спектакл.. цирковом представлени.., употребляют только слово «название». Например, вторая серия фильма вышла под другим названием.

544. Составьте 4 словосочетания, употребляя в них в роли главных слов название, заглавие, имя.

545. Спишите. Вставьте пропущенные буквы и запятые. Обозначьте части слов, в которые были вставлены пропущенные буквы. Укажите предложение, соответствующее схеме:

    Весеннее наступление уже нач..лось. На Кавказе цв..тут фиалки прор..стают в Средней Ази.. семена февральских посевов. Птич(?)и стаи зав..лновались на зимовках в Иран.. в Египт.. на Каспи.. .

(В. Песков)

546. Послушайте по радио сообщение о погоде. Напишите о том, какой будет (или какая была) погода в различных местах нашей страны. Подчеркните обстоятельства, выраженные именами существительными. Определите падеж этих существительных.

В каком стиле написано ваше сообщение о погоде?

547. Изложение (см. памятку на с. 149). Как описывает писатель берёзы, увиденные им в приморском парке? Что они напомнили ему? Напишите от 3-го лица изложение. Озаглавьте его.

    Бродил и бродил я по приморскому парку, глазел, дивился и вдруг увидел среди заморских кущ три берёзки толщиной с детскую руку. Глазам своим я не поверил. Не растут берёзы в этих местах. Но они стояли на поляне в густой мягкой травке, опустив долу ветви. Берёзы и в наших-то лесах, если растут поодиночке, сиротами кажутся, а здесь и вовсе затерялись, не шуршали корою, не лопотали листом, и всё-таки от них нельзя было оторвать глаз. Белые стволы берёз пестрели, как весёлые сороки, а на нежной зелени зазубренных листьев было так хорошо, покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной, бьющей в глаза растительности.

    Берёзки эти привезли вместе с травяной полянкой на пароходе, отпоили и выходили их, и они прижились. Но листья берёз лицевой стороной были повёрнуты к северу, и вершины тоже...

    Я глядел на эти берёзы и видел деревенскую улицу. Козырьки ворот, наличники окон в зелёной пене берёзового листа...

(В. Астафьев)

<<< К началу