Главная >> Русский язык 5 кл. Ладыженская. Часть 2

 

Морфология. Орфография. Культура речи

 

§ 91. Имена существительные собственные и нарицательные

В мире великое множество самых разных предметов: книг, людей, животных, рек, гор, заводов. Рек много, и они различны. Есть множество различных книг, а всё- таки о каждой из них мы можем сказать: это - книга. О любой кошке мы говорим: это - кошка. Река, книга, кошка - это существительные нарицательные. Они являются названиями однородных предметов.

Для того чтобы отличить какой-либо отдельный предмет от других однородных предметов, ему даётся своё название.

Существительные собственные и являются названиями единичных предметов.

Так, каждая река имеет своё название (Волга, Енисей), у каждого человека есть имя, отчество и фамилия.

Александр Сергеевич Пушкин—имя великого русского поэта. Одна из поэм А. С. Пушкина называется «Руслан и Людмила». Свои собственные заглавия есть у всех книг.

К существительным собственным принадлежат не только имена, отчества, фамилии людей, географические названия, названия литературных произведений, но и названия исторических событий, картин, кинофильмов, спектаклей, предприятий, клички животных.

Для обозначения единичных предметов, выделенных из ряда однородных, используются не только отдельные слова (имена собственные), но и устойчивые словосочетания (собственные наименования). Например, Млечный Путь.

489. Прочитайте отрывок из статьи О. Берггольц о Бородинском поле. Здесь во время Отечественной войны 1812 года состоялось знаменитое Бородинское сражение. Тяжёлые бои близ Бородина вели воины и во время Великой Отечественной войны. Спишите текст. Подчеркните имена собственные и собственные наименования.

    О Бородино, Бородино! Кто из русских людей... не мечтал постоять посреди твоего поля?!

    1812 год и 1941 год сочетаются здесь в трепетном и величественном соответствии: оба раза люди стояли грудью перед Москвой. Оба раза защищали Родину.

    Поле русской славы — Бородинское поле!

    Дважды измерила тобою Россия самоотверженность, отвагу, любовь и непобедимость славных сыновей своих.5

490. Приведите примеры названий событий, которые произошли в истории нашей родины. Запишите три-четыре из них.

491. Запишите в алфавитном порядке восемь фамилий с именами и отчествами ваших любимых писателей, поэтов, композиторов, артистов, художников.

492. Запишите текст в форме диалога, расставляя пропущенные знаки препинания и подчёркивая имена собственные. Прочитайте вслух записанный диалог, выделяя его реплики интонацией.

Придумайте и запишите фамилии, связанные с вашими делами, занятиями, играми. Придуманные фамилии, как и прозвища, могут быть смешными, но не должны быть обидными.

    У нас какая фамилия спросил Ваня. Как какая Ты что не знаешь Державины. А вот и нет воскликнул хитро Ваня. А какая же удивился брат Коля. У нас у всех разные фамилии. Мы с дедушкой копали картошку мы были Картошкиными. А бабушка вязала носки она была Вязалкина. А теперь дедушка будет читать газеты. Он будет Газеткин. А ещё дедушка за день был Пчеловодов Топоров Дровосеков Печников Землекопов Столяров.

    Все засмеялись, и игра в фамилии продолжалась целый вечер.

(По В. Крупину)

493. Вспомните и запишите клички животных из книг и мультфильмов.

Окончание >>>