Главная >> Русский язык 5 кл. Ладыженская. Часть 2

 

Морфемика. Орфография. Культура речи

 

Повторение

Контрольные вопросы и задания

    1. Что изучается в морфемике?

    2. Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов?

    3. Как найти окончание и основу слова?

    4. Назовите морфемы, из которых может состоять основа слова.

    5. Покажите на двух-трёх примерах, что окончание, суффикс и приставка действительно являются значимыми частями слова.

    6. Приведите примеры с чередованием гласных в корне слова; с чередованием согласных в корне слова.

    7. Приведите примеры слов с беглыми гласными в корне, суффиксе и приставке.

    8. Как различить, когда надо писать на конце приставки з, а когда — с?

    9. Как мы определяем, какую гласную надо писать в корнях -лаг- - -лож-, -раст- - -рос- ?

    10. Какая буква — о или е — пишется, как правило, в корне слова после шипящих?

    11. Ы или и пишется после ц в корне у большинства слов?

466. Правильно ли распределены слова по видам орфограмм? Какие слова попали в ту или иную колонку случайно? Сформулируйте правила, которые помогут вам вставить пропущенные буквы.

467. Что описывается в тексте? Определите его стиль. Озаглавьте и спишите текст. Обозначьте морфемы, в которых пропущены буквы. Найдите сложное предложение, в котором простые предложения соединены союзом а. Составьте его схему.

    На полян.. около лесной опушк.. р..сли сини.. цветы. Они жались друг к другу. Зар..cли их были похожи на маленьки.. озёра с густой син..й водой.

    Я н..рвал большой букет этих цветов. Когда я в..тряхивал его, в цветах п..громыхивали с..зревшие семена.

    Цветы были незн..комые, п..хожие на колокольчики. Но у колокольчиков чашеч(?)ка всегда склоняется к земле, а у этих неизвес(?)ных цветов сухие чашеч(?)ки стояли, вытянувшись вверх.

(К. Паустовский)

468. Прочитайте и озаглавьте текст. В каком предложении выражена основная мысль автора? Какое слово повторяется в тексте пять раз и почему? Согласны ли вы с выводом, который формулирует писатель в этом отрывке?

    Мои молодые друз(?)я! Мы х..зяева наш..й природы, и она для нас кл..довая солнца с великими сокровищ..ми жизни. Мало того, чтобы сокровищ.. эти охр..нять — их надо открывать и показывать.

    Для рыбы нужна чистая вода — будем охр..нять наши в..доёмы1. В лесах, степях, горах разные ценные ж..вотные — будем охр..нять наши леса, степи, горы.

    Рыб.. — вода, птиц.. — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охр..нять природу — значит охр..нять родину.

(М. Пришвин)

469. Подготовьтесь к диктанту из слов с непроверяемыми орфограммами, изученными в разделе «Морфемика. Орфография. Культура речи».

470. Сочинение. Перед вами картина П. Кончаловского «Сирень в корзине» (см. репродукцию в конце учебника). Не правда ли, на вас сразу пахнуло весной?

Рассмотрите картину. Обратите внимание на обилие цветов, изображённых художником. Сумел ли он показать, что сирень свежая, как будто её только что срезали и принесли в комнату? Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень? Тщательно ли выписывает художник лепестки, листочки, веточки сирени? Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой, его любовь к ней? Опишите устно или письменно эту картину вашему знакомому, который никогда не видел полотен живописца П. Кончаловского. А ведь у знаменитого художника множество картин, где он изображает сирень.