Главная >> Русский язык 5 кл. Ладыженская. Часть 2

 

Морфемика. Орфография. Культура речи

 

§ 84. Буквы ао в корне -лаг-- лож-

Рассмотрите слова в рамочке.

Можно ли проверить безударную гласную одного корня другим? Почему?

Нельзя. Потому что оба корня — безударные.

Ты прав: в этих корнях гласные звуки являются безударными и в произношении совпадают, но обозначаются разными буквами. Это корни с чередованием безударных гласных. Значит, правило о проверочных словах нам подходит или нет?

Конечно, нет. Ведь тут нет проверочных слов.

Попытаемся сформулировать правило.

В корне -лаг- - -лож- в безударном положении буква а пишется, если за корнем стоит суффикс -а-; буква о пишется, если за корнем нет суффикса -а-.

447. Составьте и запишите словосочетания с существительными из левой колонки и с подходящими глаголами из правой. Обозначьте корень в именах существительных.

Пол..жение,
изл..жение,
сл..гаемое,
предпол..жение,
прил..гательное,
сл..жение.

Изменить,
высказать,
закончить,
просклонять,
уменьшить,
произвести.

448. Запишите глаголы с корнем -лаг- - -лож-. Используйте приставки у-, по-, на-, при-, пере-, про-, с-, раз-, из-, воз-, пред-, в-, до-. Обозначьте условия выбора чередующихся букв о и а (см. образец в орфограмме №12). Какие из получившихся глаголов могут сочетаться с существительными венок, помощь, путь?

449. Спишите. Укажите слова с корнем -лаг- - -лож-, которые наиболее часто употребляются в речи учителя на уроках русского языка.

    Изл..жите изученное подробно. Пол..жите ручки, сядьте ровно. Я предпол..гаю, что это изл..жение вы хорошо напишете. Запишите это предл..жение. Распол..жите трудные слова по алфавиту.

450. Опишите рисунок, употребляя глаголы с корнем -лаг- - -лож-: отложить, предлагать, располагаться, расположиться, уложить.