Главная >> Русский язык 5 кл. Ладыженская. Часть 2

 

Морфемика. Орфография. Культура речи

 

§ 75. Рассуждение

Прочитайте текст. Что в нём утверждается? В какой части текста выражена его основная мысль (тезис)? Как автор убеждает читателя в своём мнении? О чём сообщается в выводе? С помощью каких слов он присоединяется к основной части текста? Как связаны между собой тезис и вывод?

Изучать строение слова - увлекательное занятие.

Возьмём слово обуть. На первый взгляд оно кажется самым обычным. Но попробуем найти в нём корень. Подберём однокоренные слова: разуть, обувать, переобуть. В этих словах можно выделить как общий один-единственный звук [у]. Что же это такое? Неужели корень? Да, такой в этом слове странный корень. Он состоит всего из одного звука. Вот и оказывается, что по своему строению слово обуть весьма интересно.

Много тайн открывается тем, кто изучает строение слова.

Рассуждение — тип текста, в котором основная мысль разъясняется или доказывается с помощью различных аргументов. Обычно в конце рассуждения делается вывод.

Рассуждение может быть самостоятельным типом текста и может входить как необходимая часть в другие типы текстов (описание, повествование и т. д.).

398. Прочитайте. Как семилетний Колька догадался, почему среда называется средой? Какая часть слова помогла ему сделать это? Найдите тезис, который выдвигает Колька. Как он его разъясняет? Как вы назовёте эту часть повествовательного текста?

    Вечером, перед тем как лечь спать, подошёл Колька к календарю, оторвал листочек и прочёл на нём: «Вторник». Посмотрел на оставшийся листок и прочёл: «Среда».

    «Завтра уж среда», — подумал Колька и похвалился:

    — А я знаю, мама, почему среда средой называется. Это потому, что она посередине недели висит. Верно я говорю?

    — Верно, — согласилась мать.4

(А. Гайдар)

Окончание >>>