Главная >> Русский язык 5 кл. Ладыженская. Часть 2

 

Глагол

 

Повторение

Контрольные вопросы и задания

    1. Дайте определение глагола.
    2. Какие окончания бывают у глаголов в неопределённой форме?
    3. Приведите примеры глаголов несовершенного и совершенного вида.
    4. Какие три времени есть у глаголов?
    5. Что называется спряжением?
    6. Как определяется спряжение глагола с безударным окончанием?
    7. Когда пишется ь после шипящих в глаголе?
    8. Какие орфограммы вы изучили в разделе «Глагол»?

698. Прочитайте. Как вы представляете себе «чудесный Книгоград», о котором повествует поэт Д. Кугультинов? Опишите этот Книгоград. А у вас есть какой-нибудь Книгоград? Расскажите о нём. Спишите стихотворение. Укажите время и вид глаголов.

                  КНИГОГРАД

        В моём шкафу теснит(?)ся к тому том,
        И каждый том на полке — словно дом.
        Обло..ку-дверь откроешь второпях —
        И ты уже вошёл, и ты уже (в)гостях...
        Как переулок — каждый книжный ряд.
        А ведь мой шкаф — чудесный Книгоград.
        Когда ты буд..шь (в)этот город вхож —
        Из Прошлого в Грядущее пройдёш(?),
        Заглянеш(?) (в)страны и (во)времена:
        Любая книга — время и страна...
        Здесь, (в)комнате моей, из года (в)год
        Всё человечество (в)ладу ж..вёт.

699. Е или и? У (ю) или а (я)? Составьте схему предложения второго отрывка.

        1. Сия..т солнце, воды блещ..т,
        На всём улы.жа1, ж..знь во всём,
        Дерев(?)я радос(?)но трепещ..т,
        Купаясь в неб.. голубом.

        2. Пламя рде..т, пламя пыш..т,
        Искры брызж..т и летят,
        А на них прохладой дыш..т
        Из-за речк.. тёмный сад.

(Ф. Тютчев)

700. Заполните таблицу примерами из данных ниже пословиц. Отдельно выпишите слова, в которых ь не пишется.

Мягкий знак после шипящих пишется:

    1. Лес сеч(?) — не жалеть плеч(?).
    2. Красна3 реч(?) пословицей.4
    3. Лучше горькая правда, чем красивая лож(?).
    4. На помощ(?) надейся, а сам не плошай.
    5. Не вырастиш(?) овощей, не свариш(?) и щей.
    6. Кто не слушает советов, тому нечем помоч(?).
    7. Не береч(?) поросли, не видать и дерева.
    8. Около воды намочиш(?)ся, около огня обожжёш(?)ся.
    9. Не играй с огнём — нетрудно и обжеч(?)ся.
    10. Всякая вещ(?) хороша на своём месте.
    11. Горяч(?) на почин*, да скоро остыл.

701. Рассмотрите рисунок под названием «Не взяли на рыбалку» (см. цветную вклейку в конце учебника). Где и когда происходит действие? Кто изображён на рисунке? Опишите действующих лиц. Как вы думаете, почему мальчика не взяли на рыбалку? Как художник показывает, что мальчик огорчён?

Составьте устный или письменный рассказ на основе изображённого. Вы можете построить его от 1 -го лица — от своего имени, от имени одного из персонажей, изображённых на рисунке. Может быть, вы выросли и вспоминаете этот эпизод из своего детства? Или вы просто описываете изображённое на рисунке?

702. Спишите. Используя отрывок из сказки П. Ершова, расскажите об орфограммах, изученных в разделе «Глагол».

        Всё поправим, мож..т стат(?)ся,
        Только, чур, не засыпат(?)ся;
        Завтра, рано поутру,
        К златошвейному шатру
        Приплывёт опять девица
        Мёду3 сладкого напит(?)ся.
        Если ж снова ты заснёш(?),
        Головы уж (не)снесёш(?).

703. Диктант. Объясните абзацные выделения. Подчеркните однородные члены предложения, используя условные обозначения.

    На улице весна. Будто и (не)было зябкой слякот.., мокрых хлоп(?)ев снега.

    Горяч.., свеж., солнце удивительно приятно печ..т, но (не)парит.

    Ласковый ветерок принос..т горьковатый аромат. Неужели это черёмуха? Да. Маленькие бутон(?)чики только начинают лопат(?)ся, а как пахн..т кругом!

    Уже на второй день вы вид..те, что черёмуха вся в цвету. Пчёлы спешат к душист..й красавиц.., запасают(?)ся ела..ким нектаром. Через несколько дней она осыпа..тся. Её лепестки гон..т по воде ветер, уст..лает траву нежн..й бел..й накидкой. И станов..тся черёмуха невидимой, растворяет(?)ся в зелени дерев(?)ев и кустарников.

704. Составьте диктант из слов с непроверяемыми написаниями. (Они даны в рамках в разделе «Глагол».)