Главная >> Русский язык 5 кл. Ладыженская. Часть 2

 

Имя прилагательное

 

§ 101. Имя прилагательное как часть речи

Сначала прочитайте текст без слов, заключённых в скобки, потом - с этими словами.

    ДЯТЕЛ

    Живёт у нас в лесу птица. Это (чёрная) птица с (белыми) пестрянками, а на затылке у неё (яркие, красные) пёрышки. У птицы (сильный острый прямой) клюв.

Какое описание отличается большей полнотой? Укажите слова, благодаря которым описание дятла стало более точным. К какой части речи они относятся?

По какому из описаний можно узнать птицу?

565. Вставьте в текст пропущенные слова. Какой частью речи они являются? Можно ли без вставленных слов узнать, какой гриб описан? Почему? Докажите. Поставьте вопросы к вставленным словам. Как определяются их род, падеж и число?

    Шляпка2 гриба, покрытая — — кожицей, держит(?)ся на — — ножк.. . Снизу шляпка затянута — — плёнкой. Когда её уберёшь, откроет(?)ся нижняя — — сторона шляпк.. .

Для справок: тёмно-коричневый, крепкий, белый, желтоватый.

566. Спишите. Обозначьте падеж имён существительных и прилагательных. Подчеркните прилагательные, отвечающие на вопросы чей? чья? чьё? чьи? Укажите словосочетания, в которых прилагательное употреблено в переносном значении.

Образец.

    О птичьих голосах, на птичьих головках; с серой шерстью, серым утром, серым днём; соловьиная трель, у соловьиного гнезда; чёрным1 дымом, чёрную весть; в сорочьем гнезде, сорочий стрекот; по шёлковым пёрышкам, по шёлковой ткани.

567. Прочитайте стихотворение. Какие прилагательные помогают поэту ярко, образно нарисовать берёзу? Спишите, подчеркните прилагательные. Обозначьте их род, падеж и число. Подберите синонимы к слову грустный. Найдите прилагательные, с помощью которых берёза описана как живое существо.

БЕРЁЗА

        БЕРЁЗА

        Люблю берёзку русскую,
        То светлую, то грус(?)ную,
        В белёном сарафан(?)чике3,
        С платочками в карман(?)чиках2,
        С красивыми застё..ками,
        С зелёными серё..ками.
        Люблю её, нарядную,
        Родную, ненаглядную,
        То яс(?)ную, кипучую,
        То грус(?)ную, плакучую.

                           (А. Прокофьев)

568. Определите стиль, тему и основную мысль текста. Разбейте текст на три части. Спишите вторую часть текста. Укажите слова, словосочетания и предложения, которые передают звуковые впечатления от падения дерева. Подчеркните прилагательные.

    Я никогда не могу равнодушно видеть не только вырубленные рощи, но даже падения одного большого подрубленного дерева. В этом падении есть что-то невыносимо грустное. Сначала звонкие удары топора производят только лёгкое сотрясение в древесном стволе, оно становится сильнее с каждым ударом и переходит в общее содрогание каждой ветки и каждого листа. По мере того как топор прохватывает до середины, звуки становятся глуше и больнее... Ещё удар, последний: дерево оседает, надломится, затрещит, зашумит вершиной, а потом с нарастающей быстротой и шумом, подобным шуму сильного ветра, рухнет на землю! Многие десятки лет достигало оно полной силы и красоты и в несколько минут гибнет, нередко от пустой прихоти человека.

(С. Аксаков)

Продолжение >>>