Главная >> Русский язык 5 кл. Ладыженская. Часть 1

 

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография

 

§ 63. Повторение

Звуки речи изучаются в особом разделе науки о языке - фонетике.

Способы обозначения звуков речи на письме изучает графика.

Правильно произносить слова учит орфоэпия.

Контрольные вопросы и задания

1. Укажите различия в образовании гласных и согласных звуков; звонких — глухих согласных.
2. В чём особенность сонорных звуков?
3. Для чего нужно знать алфавит?
4. Приведите примеры чередований ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких со гласных.
5. Какие орфограммы встретились вам в этом разделе?

321. Запишите текст как диалог, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Назовите выделенные буквы и укажите, какие звуки обозначены ими. А какие ещё звуки они могут обозначать? • Придумайте заголовок, который передавал бы смысл шутки.

    Учительница отд..ёт Петрову д..машнее соч..нение и говорит Петров мне пок..залось, что это почерк тв..ей с..стры. Возможно. Я п..сал3 работу её руч(?)кой.

322. Диктант. Подчеркните существительные с непроверяемыми безударными гласными. Составьте восклицательные предложения со словами, помещёнными в рамке.

    Обыкновенные с(?)едобные ягоды необыч(?)ных размеров; душ..стая клубника с удивительном ароматом; диковинные плоды садов..й2 малины; хочется полакомит(?)ся соч(?)ными свеж..ми ягод..ми; ароматные2 лист(?)я чёрн..й смородины; красота даров природы. Алеет (в)низу, румянится, краснеет (с)права, желтеет (с)лева, белеет, чернеет.

323. Есть картины, герои которых - различные вещи, фрукты, овощи, цветы и т. д. Такие картины называют натюрмортами.

Рассмотрите картину ф. Толстого «Цветы, фрукты, птица» (см. репродукцию в конце учебника). Какие предметы изобразил художник? Обратите внимание на то, как художник расположил их на картине, какие краски использовал.

Ф. Толстой прославляет красоту мира вещей, предметов, которые окружают человека и украшают его жизнь. Постарайтесь раскрыть этот замысел художника в своём устном описании картины.

324. В каких словах песенки допустил ошибки Винни-Пух — персонаж сказки А. Милна? Как нужно правильно сказать?

      Победю я и жару, и мороз,
      Лишь бы мёдом был вымазан нос!
      Победю...
      (Нет, побежду!)
      Побежду я любую беду,
      Лишь бы были все лапки в меду!

325. Подготовьтесь к диктанту из слов, трудных по написанию и произношению (см. слова в рамках в изученном разделе «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи»).