Главная >> Русский язык для 5 класса. Ладыженская. Часть 1

 

 

 

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

 

       

§ 49. Диало́г (окончание)

252. Прочитайте отрывок из повести В. Короленко «Слепой музыкант». Определите, сколько человек участвует в диалоге. Объясните знаки препинания при диалоге.

    — Кто тебя выучил так хорошо играть на дудке?
    — Иохим выучил, — ответил Петрусь.
    — Очень хорошо! А отчего ты такой сердитый?
    — Я... не сержусь на вас, — сказал мальчик тихо.
    — Ну, так и я не сержусь... Давай играть вместе.
    — Я не умею играть с вами, — ответил он, потупившись.
    — Не умеешь играть? Почему?
    — Так.
    — Нет, почему же?
    — Так, — ответил он чуть слышно и ещё больше потупился.

    Ему не приходилось ещё никогда говорить с кем-нибудь о своей слепоте, и простодушный тон девочки, предлагавшей с наивною настойчивостью этот вопрос, отозвался в нём опять болью.

253. Вставьте подходящие по смыслу слова, избегая повторения глагола сказал, затем перепишите. Объясните, какую роль выполняет первое и второе тире в каждом предложении. Укажите предложение с обращением.

    — Здравствуй, Ваня! Куда ты идёшь? — ... Катя.
    — К Пете. Он заболел, — ... Ваня.
    — А что с ним случилось? — ... Катя.
    — Катался с горки, неудачно упал и сломал руку, — ... Ваня.
    — Ты к нему надолго? — ... Катя.
    — На весь вечер, — ... Ваня.

Для справок: спросить, сказать, ответить, проговорить, интересоваться.

254. Можно ли этот ряд предложений назвать текстом? Докажите своё мнение. Переставьте предложения так, чтобы можно было понять разговор детей. Запишите его в форме диалога.

    1. «А туда, где, говорят, зимы (не)бывает», — объяснил Павел.
    2. «Что это?» — спросил вдруг Костя, приподняв голову.
    3. Павел прислушался. «Это кулички летят, посвистывают ».
    4. «А разве есть такая земля?»
    5. «Куда же они летят?»
    6. « Есть ».
    7. «Д..леко?»
    8. «Д..леко, д..леко, за тёплыми морями».

(И. Тургенев)

255. Вы решили навестить заболевшую одноклассницу. Когда вы вошли в её комнату, то увидели... Включите в ваш рассказ диалог. Придумайте всем участникам диалога имена Вы тоже можете поучаствовать в нём.

256. Продолжите и запишите телефонный разговор, употребляя вежливую форму обращения. Используйте (по возможности) слова, данные в рамке.

    — Здравствуйте! Попросите, пожалуйста, Арсения.

<<< К началу