Главная >> Русский язык для 5 класса. Ладыженская. Часть 1

 

 

 

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

 

       

§ 30. Восклицательные предложения

Прочитайте отрывок из стихотворения А, «Восклицательный знак». Какие ещё чувства ражать восклицательные предложения?

Восклицательный знак

      Ребята!
      В предложениях
      стою я для того,
      чтоб выделить волнение,
      тревогу, восхищение,
      победу, торжество.

151. Прочитайте вслух отрывок из басни И Крылова «Ворона и Лисица». Сколько в нём восклицательных предложений? Услышали ли вы интонацию восхищения? В каких случаях употребляются такие предложения?

      Голубушка, как хороша!
      Ну что за шейка, что за гла..ки!
      Рассказывать, так, право, ска..ки!
      Какие пёрышки! Какой носок!
      И, верно, ангельский быть должен голосок!
      Спой, светик, не стыдись!

152. Охарактеризуйте предложения по цели высказывания. Объясните, в чём особенность предложений, записанных справа?

    Невосклицательные и восклицательные предложения.

Мы были в лесу.
Кто взял книгу?
Прочитай книгу.

Мы были в лесу!
Кто взял книгу?!
Прочитай книгу!

Сообщать, спрашивать о чём-либо и побуждать к какому-либо действию мы можем, одновременно выражая какие-либо сильные чувства: радость, печаль, удивление, восторг, страх и т. п.

В этом случае повествовательные, вопросительные и побудительные предложения становятся по интонации восклицательными.

В конце восклицательных повествовательных и побудительных предложений вместо точки ставится восклицательный знак.

153. Прочитайте предложения как повествовательные, затем как вопросительные. Произнесите их как восклицательные.

    1. К нам дядя приехал.

    2. Это подарки.

    3. Все были рады.

Окончание >>>