Главная >> Русский язык для 5 класса. Ладыженская. Часть 1

 

 

 

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

 

       

§ 29. Виды предложений по цели высказывания

Укажите, какие предложения: а) сообщают о чем-либо, б) содержат вопрос; в) выражают совет, просьбу.

    1. Обязательно прочитайте рассказы Е. Носова о жизни ребят. 2. Ребята с большим интересом прочли рассказ Е.-Носова «Белый гусь». 3. Вы читали рассказы Е. Носова? 4. Расскажите нам, пожалуйста, о писателе Е. Носове.

По цели высказывания различаются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

Предложения, в которых:

  • мы сообщаем о чём-либо, называются повествовательными;
  • содержится вопрос, называются вопросительными;
  • мы побуждаем кого-либо к действию, приказываем, просим, называются побудительными.

При чтении данных повествовательных предложений голос вначале повышается (↑), затем делается небольшая пауза (|), в конце повествовательных предложений голос понижается (↓).

Прочитайте вслух, наблюдая за интонацией.

145. Прочитайте текст в соответствии с обозначенными паузами внутри предложения. В каких предложениях можно сделать паузу, хотя она не обозначена? Запишите второе предложение и покажите стрелками повышение или понижение голоса.

ЛЕСНАЯ СКАЗКА

    Это и вправду было как в сказке. Кленовые2 листья | повисали на нитках осенней3 паутины. Лес прощается с солнцем. А при прощании | всё бывает особенно ласково. Светлые зайчики | играли на опавших листьях. Я выбрал зайчика покрупнее | и накрыл плащом. Получилась мягкая постель. Присесть на такую постель после долгой ходьбы | — одно удовольствие!

(В. Песков)

146. Послушайте, как можно прочитать по-разному побудительные предложения. При первом чтении выразите голосом дружеский совет, при втором - настойчивое требование. Знак ↑ показывает, какое из слов можно выделить, произнести более высоким тоном. Оцените, удалось ли читающему передать заданную интонацию.

Окончание >>>