Главная >> Русский язык для 5 класса. Ладыженская. Часть 1

 

 

 

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

 

       

§ 28. Предложение

Прочитайте. Определите основную мысль текста.

    Нас окружает огромный, интересный и постоянно меняющийся мир. Чтобы сохранить кусочек этого мира, остановить мгновение, можно запечатлеть его с помощью фотоаппарата, видеокамеры и т. д. Предложение можно сравнить с фотографией, потому что оно тоже отражает какое-то событие, факт, фрагмент, кусочек действительности.

Представьте себе, что вы смотрите из окна на лес за рекой. Составьте и запишите несколько предложений, описывающих одну и ту же картину, но по-разному в зависимости от того, находится лес далеко или близко от дома; хвойный он или лиственный; осенью или весной.

При помощи предложений мы выражаем мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, просьбами, советами.

Все слова в предложении связаны по смыслу и грамматически. Главные члены составляют его грамматическую основу.

Характерная интонация конца предложения — это опознавательный признак для определения границ предложения и постановки знаков завершения.

В конце предложения обычно ставится точка, сительный знак или восклицательный знак.

№ 1

Рассмотрите схемы и определите, основа каких предложений состоит из двух главных членов (подлежащего и сказуемого), а каких — из одного (подлежащего или сказуемого).

Грамматическая основа предложения может состоять из двух главных членов (подлежащего и сказуемого), например: но может состоять из одного главного члена, например:

141. Прочитайте Укажите вначале предложения, в которых грамматическая основа состоит из двух главных членов (подлежащего и сказуемого), затем - из одного.

    Утро. Рассвело незаметно. На траве и кустах заблестела3 роса. Послышалось пение птиц. Я вышел из палатки и направился к реке. Иду, любуюсь дорогой, прислушиваюсь к звукам. Вот и река. Прибрежные камыши изредка шуршат2.

142. Установите границы предложений Укажите предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена (подлежащего или сказуемого). Выпишите отдельно предложения, которые соответствовали бы схемам:

    1. Вечер какая тишина на небе зажигаются первые звёзды отчего розовеет горизонт на востоке это восходит луна.

    2. Светает запели в роще птицы от зари разливается3 яркий свет подул свежий ветерок взошло солнышко на траве и кустах заблестели капельки росы как красив на рассвете лес.

Окончание >>>