Главная >> Русский язык для 5 класса. Ладыженская. Часть 1

 

 

 

Вспоминаем, повторяем, изучаем

 

       

§ 10. Правописание непроизносимых согласных в корне слова

Сравните две группы слов. В какой группе в словах есть непроизносимые согласные?

Чтобы не ошибиться в написании непроизносимого согласного в корне слова, нужно подобрать такое проверочное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо.

47. Сн или стн? Подчеркните непроизносимые согласные и сочетание сн. Помните о том, что в некоторых словах с сн непроизносимых согласных нет!

Образец.

    Окреc(?)ноеть, радос(?)ный, грус(?)ный, вкус(?)ный, чудес(?)ный, ыеизвес(?)ный, прекрас(?)ный, интерес(?)ный, учас(?)ник, вес(?)ник, ненас(?)ный.

48. Прочитайте отрывок из стихотворения А. Хайта, А. Левенбука «Танго о непроизносимых согласных». Выпишите слова с непроизносимыми согласными в корне, в скобках укажите проверочные слова.

        До чего ж сегодня день прелестный,
        Солнце в небе празднично горит,
        Освещает местность и окрестность
        И теплом своим сердца бодрит,
        Но лежит на пастбище корова,
        Грустно смотрят карие глаза,
        Чувствую, что ей пастух суровый
        «Здравствуйте» сегодня не сказал.

49. Диктант (см. Приложение).

Какой из заголовков - «Наступление утра» или «Радостное пробуждение» — более точно и ярко отражает содержание текста? Запишите его.

    В небе вспыхнул первый луч со(?)нца. Ночная тьма тихонько прячется в густой листве деревьев. Из-под камней выбегают зелёные ящерицы, они мигают сонными гла..ками. Сегодня будет жарко!

    Над цветами кружатся золотые пчёлы, жадно пьют cла..кий мё.. . Проснулись малиновки. Перья на их гру..ках окрашены в цвет утренней зари... В кустах2 порхают весёлые чижи. Мелькают ласточки и стрижи и звенят радос(?)но и ечас(?)ливо. Хорошо иметь лё..кие крылья!