Главная >> Русский язык 10-11 класс. Часть 2. Гольцова

 

 

 

Сложное предложение

 

Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с одним придаточным

Порядок разбора

    1. Выделить части предложения (главное и придаточное), отметить границы.

    2. Указать, что поясняет придаточное предложение: главное предложение в целом или отдельное слово (какое именно; указать часть речи).

    3. Указать, на какой вопрос отвечает придаточная часть и каково средство синтаксической связи (союз, союзное слово).

    4. Определить тип придаточного предложения (определительное, изъяснительное; обстоятельственное: места, времени, степени и образа действия, причины, цели, уступки, условия, следствия; сравнительное, присоединительное; сопоставительное).

    5. Объяснить постановку знаков препинания.

    6. Составить схему.

    7. Провести разбор частей сложноподчинённого предложения (по схеме простого).

Образец разбора

Образец разбора

1 — главное, 2 — придаточное, оно поясняет в главном предложении сказуемое толковал, отвечает на вопрос о чём?, присоединяется союзом что; это придаточное изъяснительное, находится после главного; перед придаточным предложением ставится запятая.

443. Выполните синтаксический разбор сложноподчинённых предложений.

    1. Хороши летние туманные дни, хотя охотники их и не любят. (Г.) 2. Петя с Долоховым проехали часового, который мрачно ходил по мосту. (Л. Т.) 3. И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (Л.) 4. Я не хочу, чтоб свет узнал мою таинственную повесть. (Л.) 5. Дуня сидела на ручке кресла, как наездница на своём английском седле. (П.) 6. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду. (Пауст.)

445. Прочитайте отрывок из повести «Прощание с Матёрой». Выпишите предложения в две группы: 1) предложения со сравнительным оборотом; 2) сложные предложения с придаточным сравнения. Какие средства выразительности встречаются в этих предложениях?

    Много лет знали Богодула как глубокого старика и много уже лет он не менялся, оставаясь всё в том же виде, в каком показался впервые, будто Бог задался целью провести хоть одного человека через несколько поколений. Был он на ногах, ступал медленно и широко, тяжёлой, навалистой поступью, сгибаясь в спине и задирая большую лохматую голову, в которой воробьи вполне могли устраивать гнёзда. Из дремучих зарослей на лице выглядывала лишь горбушка мясистого кочковатого носа да мерцали красные, налитые кровью глаза. От снега до снега Богодул шлёпал босиком, не разбирая ни камней, ни колючек; ноги его, разлапистые и чёрные, потерявшие видимость кожи на них, настолько затвердели, что казались окостеневшими, будто на старую кость наросла новая. Одно время ребятишки наловчились ловить змей: прижмут рогаткой к земле и хватают возле головы, бегут пугать девчонок и баб; увидев раз выпущенную ненароком, ползущую по дороге тварь, возле которой прыгала ребятня, Богодул, не долго думая, подставил ей голую ступню — змея ткнула и не проткнула, ударилась, как о камень. С того случая мальчишки нашли новую забаву: всех пойманных змей доставляли Богодулу, а он, сидя на валуне возле своего барака и руками приподняв ногу, дразнил их, хехекая, как от щекотки, когда змея в мгновенном прыжке пыталась проколоть его твердь...

    В последние годы, когда пошли слухи, а затем и началась суета с переселением, Богодул был единственным, кого они словно бы никаким боком не касались, — или рассчитывал до того помереть, или так же, как здесь, пристроиться возле старух и на новом месте.

    Для них вся жизнь теперь состояла только в этом, и о чём бы ни заходил разговор, в какое бы время ни перебрасывался, кого бы ни метил, кончался он всегда одним — подступающим затоплением Матёры и скорым переездом. Богодул сидел тут же, с шорканьем, будто камень тёр о камень, чесал свои донельзя заскорузлые ноги или, шумно гоняя воздух, тяжело отпыхивался после чая и угрюмо сипел.

(В. Распутин)

1. Определите тип текста, обоснуйте свой выбор.
2. Выпишите существительные с чередованием гласных в корне, объясните их правописание.
3. В последнем абзаце найдите слово, образованное приставочносуффиксальным способом, выполните его орфоэпический разбор.
4. Объясните значение выделенных слов. Подумайте, как образовались эти слова.
5. Объясните написание частицы ни в предложениях. Какую функцию она выполняет?

Продолжение >>>