Главная >> Русский язык 10-11 класс. Часть 2. Гольцова

 

 

 

Простое предложение

 

§ 69. Виды предложений по цели высказывания

Простые предложения классифицируются следующим образом: по цели высказывания; по эмоциональной окраске; по структуре (односоставные и двусоставные).

По цели высказывания различаются три вида предложений: повествовательные, вопросительные и побудительные.

Повествовательными называются предложения, в которых сообщается о каком-либо факте действительности.

Для повествовательного предложения характерна ровная, спокойная интонация; повышение тона наблюдается на логически выделенном слове, затем происходит понижение тона. В конце предложения ставится точка. Например: Душа молчит. В холодном небе всё те же звёзды ей горят. (А. Блок)

Предложение, в котором говорящий спрашивает о чём-либо ему неизвестном или хочет получить подтверждение высказанной им мысли, называется вопросительным. Для этого типа предложе-ний характерно резкое повышение тона на слове, с которым связан вопрос. В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак. Например: Чего хочу? С какою целью открою душу вам свою? (А. Пушкин)

Побудительным называется предложение, в котором выражается воля говорящего, побуждающая кого-либо к действию. Побудительные предложения выражают просьбу, приказ, совет и т. п. Интонация побудительных предложений может быть различна. В зависимости от того, что выражает побудительное предложение, в конце него ставится точка или восклицательный знак. Например: Ставьте сюда... Садитесь и отдыхайте. (Л. Рахманов); Не отрекайтесь от мечты! (В. Обручев)

346. Определите виды предложений по цели высказывания. Объясните постановку знаков препинания в конце предложений. Прочитайте предложения с соответствующей интонацией.

    1. Что же ты потупилась в смущеньи? Погляди, как прежде, на меня. Вот какой ты стала — в униженьи, в резком, неподкупном свете дня! (А. Б.) 2. Не любишь, не хочешь смотреть? О, как ты красив, проклятый! (Ахм.) 3. Засыплет снег дороги, завалит скаты крыш. (Паст.) 4. Эй, вы! Небо! Снимите шляпу! Я иду! (Маяк.) 5. И снизу лёд, и сверху — маюсь между. Пробить ли верх иль пробуравить низ? (Выс.) 6. Едем! Едем в цирк! (Арб.) 7. Вперёд, вперёд, моя исторья! (П.)

347. Прочитайте фрагмент из книги В. Вересаева «Записки для себя». Объясните постановку знаков препинания в конце предложения.

    Как легко было так писать! Взял записную книжку, стань перед витриной и пиши! Описывать наружность человека: лоб у него был белый и открытый, густые брови нависали над чёрными вдумчивыми глазами, нос... губы... волосы... И так дальше. Или обстановку комнаты: посреди стоял стол, покрытый розовою скатертью с разводами; вокруг стола было расставлено пять-шесть стульев... Комод в углу... В другом углу... И так дальше. А нужно-то совсем не так: закрой глаза и вдумайся, дай себе отчёт: что тебе больше всего бросилось в глаза в данном лице или обстановке? И этими-то двумя-тремя чертами, — но чертами характерными, яркими, всё и опиши.

    И довольно.

1. Определите тип речи текста. Аргументируйте свой ответ.
2. Согласны ли вы с суждениями писателя?
3. Основываясь на рекомендациях автора, дайте описание внешности вашего знакомого, интерьера помещения, запомнившегося вам пейзажа.