Главная >> Русский язык 10-11 класс. Часть 2. Гольцова

 

 

 

Предложение

 

§ 68. Понятие о предложении. Классификация предложений

Предложение — слово или группа слов, грамматически оформленных и имеющих относительную смысловую и интонационную законченность. Например: Новый год. Утро. Ещё и десяти часов не било, а уж в зале у купца Обрубаева в уму поставлен стол, покрытый белой скатертью. (Н. Лейкин)

Предложение — основная синтаксическая единица, «средство формирования, выражения и сообщения мысли, передачи эмоций и волеизъявлений»*.

    * Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку. М., 1991. С. 324—325.

В отличие от слова, являющегося номинативной (назывной) единицей, предложение является единицей коммуникативной (от лат. communicare — сообщать). Важнейшим формальным признаком предложения является его смысловая оформленноеть и интонационная законченность.

По числу грамматических основ предложения делятся на простые и сложные.

Предложение, в котором есть только одна грамматическая основа, называется простым.

грамматическая основа

Несмотря на то что это предложение распространённое, оно является простым, так как состоит из подлежащего и ряда однородных сказуемых. Все второстепенные члены группируются вокруг этих главных. Части такого предложения нельзя рассматривать как самостоятельные, законченные предложения.

Сложное предложение имеет две и более грамматические основы.

Сложное предложение

Части этого сложного предложения обладают большой самостоятельностью, но объединены в одно целое по смыслу. В предложении Чем глубже мы уходим в лес, тем чаще и непроходимее он становится (В. Арсеньев) части настолько тесно связаны между собой, что самостоятельно существовать не могут. Они взаимно обусловлены и неразрывны.

345. Прочитайте отрывок из произведения А.К. Толстого «Князь Серебряный». Укажите простые и сложные предложения. Аргументируйте свой выбор.

    Если бы читатель мог перенестись лет за триста назад и посмотреть с высокой колокольни на тогдашнюю Москву, он нашёл бы в ней мало сходства с теперешнею. Берега Москвы-реки, Яузы и Неглинной покрыты были множеством деревянных домов с тесовыми или соломенными крышами, большею частью почерневшими от времени. Среди этих тёмных крыш резко белели и краснели стены Кремля, Китай-города и других укреплений, возникших в течение двух последних столетий. Множество церквей и колоколен подымали свои золоченые головы к небу. Подобные большим зелёным и жёлтым пятнам, виднелись между домами густые рощи и покрытые хлебом поля. Через Москву-реку пролегали зыбкие живые мосты, сильно дрожавшие и покрывавшиеся водою, когда по ним проезжали возы или всадники. На Яузе и на Неглинной вертелись десятками мельничные колёса, одно подле другого. Эти рощи, поля и мельницы среди самого города придавали тогдашней Москве много живописного. Особенно весело было смотреть на монастыри, которые, с белыми оградами и пёстрыми кучами цветных и золочёных голов, казались отдельными городами.

1. Определите тему и тип речи текста.
2. В основу какого фразеологизма положено выделенное словосочетание?
3. Укажите выразительные средства языка, которые использовал автор в тексте.
4. Найдите в известных вам литературных произведениях описание старой и новой Москвы. Напишите эссе на тему «Москва вчера и сегодня».