Главная >> Русский язык 10-11 класс. Часть 2. Гольцова

 

 

 

Функциональные стили

 

§ 117. Текст. Типы речи

Текст (слово заимствовано в XVIII в. из немецкого языка, где text < лат. textus — словесное единство, ткань, производное от texo — тку) — сочетание предложений, связанных между собой по смыслу и фамматически и образующих какое-либо высказывание. Смысловое единство частей текста обеспечивается прежде всего темой. Тема текста — это то, о чём говорится в тексте.

Текст делится на микротемы — составные части общей темы, обычно разделяющиеся абзацами.

Главная мысль текста (основная мысль) — это то, что хотел сказать автор. Гтавная мысль тесно связана с темой и, как правило, содержится в виде предложения в тексте или выражается тезисно, обобщая содержание текста. Главная мысль помогает определить проблему текста.

Проблема текста — спорный вопрос, рассуждение, исследование, основанное на противоречивых выводах. Проблема текста касается не только конкретной ситуации из предложенного для анализа произведения, а в целом является проблемой, обсуждаемой в обществе. Проблема текста может быть сформулирована повествовательным предложением (например, «В тексте автор затрагивает проблему бережного отношения к природе») или вопросительным предложением (например, «Автор ставит вопрос, поднимая существенную проблему человечества: “Оправдана ли ложь во спасение?’’»). Решение проблемы может трактоваться по-разному. В тексте отображается трактовка авторской позиции — мнение автора о проблеме, с которой можно либо согласиться, либо опровергнуть её.

Главными признаками текста являются связность, единство, целостность, завершённость. Создание текста — это всегда процесс творческий, а восприятие текста всегда субъективно.

При анализе текста следует выделять:

    1) ключевые слова, которые помогают наиболее точно определить основную мысль и тему текста;
    2) лексические средства: слова со значением оценки, слова, имеющие стилистические пометы и т. д.;
    3) грамматические средства: связь между предложениями.

Для поэтического текста особенно важными являются звуковые средства: благозвучие, аллитерация, ассонанс, ритм и т. д.

При чтении текста мы стараемся понять загадки и тайны авторского замысла, т. е. пытаемся проделать работу, которую можно назвать «тайна слова», «тайна текста», «от текста к слову» и «от слова к тексту».

Выделяют три функционально-смысловых типа речи: повествование, описание, рассуждение.

Повествование — это сообщение, рассказ о развивающихся событиях, действиях. Повествование представляет собой сюжетно организованный текст, в центре внимания которого динамика развития действия, события, процесса. Повествование может быть написано в художественно-публицистическом, научном и официально-деловом стилях. Композиция повествования включает в себя:

    1) завязку — начало развития действия;
    2) развитие действия;
    3) кульминацию — момент наиболее напряжённого развития повествования;
    4) развязку — подведение итогов повествования.

Описание — это словесная картина, портрет, пейзаж и т. д. Гзав-ными в описании являются точность детали, узнаваемость, отражающие особенности изображаемого предмета или явления. Описание возможно во всех стилях речи. Как правило, описание имеет следующую композицию:

    1) общее представление, сведения об описываемом предмете, человеке, явлении;
    2) отдельные признаки и детали описываемого;
    3) авторская опенка.

Рассуждение представляет собой аргументированные и доказательные изложения размышлений автора. В центре внимания рассуждения — поставленные проблемы и пути их решения. Чаще всего оно встречается в научном и публицистическом стилях, а также в языке художественной литературы. Композиция рассуждения включает следующие элементы:

    1) тезис — поставленная проблема и отношение к ней;
    2) аргументы — доказательства тезиса, его обоснование;
    3) вывод — подведение итогов работы.

В художественном тексте, как правило, используются различные функционально-смысловые типы речи. Такой текст называется контаминированным (от лат. contaminatio — соприкосновение, смешение).

559. Прочитайте стихотворение А. Вознесенского. Какой тип речи используется в этом художественном произведении? Докажите свой ответ, проанализировав композицию.

Я не знаю, как остальные,
но я чувствую жесточайшую
не по прошлому ностальгию —
ностальгию по настоящему.

Будто послушник хочет к Господу,
ну а доступ лишь к настоятелю —
так и я умоляю доступа
без посредников к настоящему.

Будто сделал я что-то чуждое,
или даже не я — другие.
Упаду на поляну — чувствую
по живой земле ностальгию.

Нас с тобой никто не расколет.
Но когда тебя обнимаю —
обнимаю с такой тоскою,
будто кто-то тебя отнимает.

Одиночества не искупит
в сад распахнутая столярка.
Я тоскую не по искусству,
задыхаюсь по настоящему.

Когда слышу тирады подленькие
оступившегося товарища,
я ищу не подобья — подлинника,
по нему грущу, настоящему.

1. Какой художественный приём использован автором в этом стихотворении?
2. О чём сожалеет поэт? Что он подразумевает под «настоящим»?

560. Прочитайте статью «Душа и ум» и определите её тип и стиль речи. Какова главная мысль текста? Выделите в тексте композиционные части: тезис, аргументы и вывод. Какие средства выразительности использует автор в аргументации?

    Удивительно, что во всей мировой литературе самые пронзительные, самые потрясающие образы людей с прекрасной душой обязательно связаны с тем, что они умственно неполноценны. Таков Дон Кихот Сервантеса, князь Мышкин в «Идиоте» Достоевского, таковы «Старосветские помещики» Гоголя, «Простая душа» Флобера, Герасим в «Муму» Тургенева, Матрёна в «Матрёнином дворе» Солженицына.

    Не о них ли сказано в Писании, что нищие духом первыми войдут в царство небесное? Но почему именно они отличаются такой привлекательной силой? Не потому ли, что нормальный развитый ум обладает способностью к самозащите. Что бы мы ни говорили, развитый ум прежде всего развивается для самозащиты. Кроме того, множеством вопросов, возникающих в нём, он невольно отвлекает душу от её главного дела.

    И только эти люди, безоружные и беспомощные, как дети, брошенные в наш звериный мир, творят единственное, что они могут: любовь, добро. И они обречены погибнуть. И тут мы, так сказать, умственно полноценные люди, потрясаясь и выпрямляясь, хотя бы на время, догадываемся, что именно они лучше всех выполняли главное предназначение человека в этом мире — творить добро. А если это так, они-то и были самыми умными людьми — умом сердца.

    В таком случае слава и уму писателей, создавших образы этих людей, как знак преклонения перед ними, как знак несуетности и нена- прасности своего ума.

(Ч. Айтматов)

Напишите сочинение-рассуждение, сформулировав проблему текста и авторское отношение к проблеме. Напишите, используя аргументы, как вы относитесь к поднимаемой проблеме.

561. Какие типы речи можно выделить в данном отрывке? Проведите анализ текста: определите его тему и основную мысль, укажите микротемы, способ и средства связи предложений в тексте.

    Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочёл одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною... но первый стих остался у меня в памяти:

    Как хороши, как свежи были розы...

    Теперь зима: мороз запушил стёкла окон; в тёмной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове всё звенит да звенит:

    Как хороши, как свежи были розы...

    И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в тёплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка — и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звёзд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательноневинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит ещё не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею — но как она мне дорога, как бьётся моё сердце!

    Как хороши, как свежи были розы...

    А в комнате всё темней да темней... Нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке, мороз скрипит и злится за стеною — и чудится скучный, старческий шёпот...

    Как хороши, как свежи были розы...

    Встают передо мною другие образы... Слышится весёлый шум семейной деревенской жизни. Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко смотрят на меня своими светлыми глазками, алые щёки трепещут сдержанным смехом, руки ласково сплелись, вперебивку звучат молодые, добрые голоса; а немного подальше, в глубине уютной комнаты, другие, тоже молодые руки бегают, путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино — и ланнеровский вальс не может заглушить воркотню патриархального самовара...

    Как хороши, как свежи были розы...

    Свеча меркнет и гаснет... Кто это кашляет там так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, жмётся и вздрагивает у ног моих старый пёс, мой единственный товарищ... Мне холодно... Я зябну... И все они умерли... умерли...

    Как хороши, как свежи были розы...

Сентябрь, 1879
(И. Тургенев)

Продолжение >>>