Главная >> Русский язык 10-11 класс. Часть 2. Гольцова

 

Употребление знаков препинания

 

§ 107. Авторская пунктуация (окончание)

493. Прочитайте отрывок из пьесы «На дне». Найдите случаи употребления авторской пунктуации и объясните, с какой целью она используется в произведении.

    Наташа. Добрый ты, дедушка... Отчего ты — такой добрый?

    Лука. Добрый, говоришь? Ну... и ладно, коли так... да!

    Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть... жалеть людей надо! Христос всех жалел и нам так велел... Я те скажу — вовремя человека пожалеть... хорошо бывает! Вот, примерно, служил я сторожем на даче... у инженера одного под Томском-городом... Ну, ладно! В лесу дача стояла, место — глухое... а зима была, и — один я, на даче-то... Славно-хорошо! Только раз — слышу — лезут!

    Наташа. Воры?

    Лука. Они. Лезут, значит, да!..Взял я ружьишко, вышел... Гляжу — двое... открывают окно — и так занялись делом, что меня и не видят. Я им кричу: ах вы!., пошли прочь!.. А они, значит, на меня с топором... Я их упреждаю — отстаньте, мол! А то сейчас — стрелю!.. Да ружьишко-то то на одного, то на другого и навожу. Они — на коленки пали: дескать, — пусти! Ну, а я уж того... осердился... за топор-то, знаешь! Говорю — я вас, лешие, прогонял, не шли... а теперь, говорю, ломай ветки один который-нибудь! Наломали они. Теперь, приказываю, один — ложись, а другой — пори его! Так они, по моему приказу, и выпороли дружка дружку. А как выпоролись они... и говорят мне — дедушка, говорят, дай хлебца Христа ради! Идём, говорят, не жрамши. Вот те и воры, милая... вот те и с топором! Да... Хорошие мужики оба... Я говорю им: вы бы, лешие, прямо бы хлеба просили. А они — надоело, говорят... просишь-просишь, а никто не даёт... обидно!.. Так они у меня всю зиму и жили. Один, — Степаном звать, — возьмёт, бывало, ружьишко и закатится в лес. А другой — Яков был, всё хворал, кашлял всё... Втроём, значит, мы дачу-то и стерегли. Пришла весна — прощай, говорят, дедушка! И ушли... В Россию побрели...

    Наташа. Они — беглые? Каторжане?

    Лука. Действительно — так, — беглые... с поселенья ушли... Хорошие мужики!.. Не пожалей я их — они бы, может, убили меня... али ещё что... А потом — суд, да тюрьма, да Сибирь... что толку? Тюрьма — добру не научит, и Сибирь не научит... а человек — научит... да! Человек — может добру научить... очень просто!

    Бубнов. Мм-да!.. А я вот... не умею врать! Зачем? По-моему — вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?

    Клещ. Какая — правда? Где — правда? Вот — правда! Работы нет... силы нет! Вот — правда! Пристанища... пристанища нету! Издыхать надо... вот она, правда! Дьявол! На... на что мне она — правда? Дай вздохнуть... вздохнуть дай! Чем я виноват?.. За что мне — правду? Жить — дьявол — жить нельзя... вот она — правда!..

    Бубнов. Вот так... забрало!..

    Лука. Господи Исусе... слышь-ка, милый! Ты...

    Клещ. Говорите тут — пра-авда! Ты, старик, утешаешь всех... Я тебе скажу... ненавижу я всех! И эту правду... будь она, окаянная, проклята! Понял? Пойми! Будь она — проклята!

    Лука. Ай-яй-ай! Как встревожился человек...

(М. Горький)

1. Определите тип речи текста, укажите его характерные признаки.
2. Объясните дефисное написание выделенных слов.
3. Найдите в тексте морфологические омонимы, выпишите предложения с ними, определите их синтаксическую роль.
4. Выпишите по два глагола разных форм наклонения, сделайте их морфемный разбор.
5. Какие точки зрения на правду высказывают герои? Какой точки зрения придерживаетесь вы? Напишите сочинение-рассуждение, опираясь на проблему, затронутую в данном отрывке.

<<< К началу