Главная >> Русский язык 10-11 класс. Часть 2. Гольцова

 

Сложное предложение

 

§ 100. Сложное синтаксическое целое и абзац

Сложное синтаксическое целое (прозаическая строфа) — замкнутая группа предложений, объединённых смысловой и синтаксической связью. Все предложения, входящие в сложное синтаксическое целое, служат для развития единой темы (микротемы).

Композиционно прозаическая строфа состоит из трёх частей: зачина, основной части и концовки. Зачин — начало, отправная точка сложного синтаксического целого. Как правило, он указывает на круг событий, которые будут изображены далее. Например: За окном ночь утихла... (В. Набоков); На днях пригласил к себе в кабинет гувернантку моих детей, Юлию Васильевну. Нужно было посчитаться. (Л. Чехов) Основная часть представляет собой развитие микротемы, концовка - её завершение, подведение итогов.

Предложения в сложном синтаксическом целом связаны не только по смыслу, но и структурно, а также с помощью лексикостилистических средств и особенностей интонации.

Особенности интонации обеспечивают ритмико-мелодическое единство сложного синтаксического целого и проявляются в интонационном сходстве предложений, равномерности распределения пауз, соразмерности логических ударений.

Структурное единство обеспечивается строением предложений. Сюда можно отнести единство видовременных форм сказуемых, наличие сочинительных союзов, смысловой или структурной неполноты предложений.

Лексико-стилистическое единство связано с особенностями языковых единиц: выбором лексических и вариантов синтаксических конструкций, обусловленных стилем и жанром; наличием синонимов, антонимов, лексических повторов, местоимений, соотносимых со словами других частей речи; тематической общностью лексики.

Например: Послышалось около третьего корпуса: «жак... жак... жак...». И так около всех корпусов и потом за бараками и за воротами. И похоже было, как будто среди ионной тишины издавало эти звуки само чудовище с багровыми глазами... (А. Чехов) — в сложном синтаксическом целом средствами связи предложений являются синонимический повтор эти звуки, сочинительный союз и, наречие так, формы прошедшего времени глаголов.

Средства ритмико-мелодического и структурного единства организуют параллельный тип связи предложений. Средства лексико-стилистического единства организуют цепную (последовательную) связь между предложениями в тексте. Сочетание всех трёх групп средств — это смешанный тип связи предложений.

Абзац — это: 1) отступ в начале строки; 2) отрезок текста между двумя такими отступами. Выделение части текста в абзац может быть связано: с функционально-стилистическими особенностями текста; с индивидуальной авторской манерой расположения текстового материала; с целью усилить воздействие на воображение или мышление читателя.

Основная функция абзаца - разделительная. Абзац может:

    а) отделять речь автора от речи персонажа;
    б) отделять речь одного персонажа от речи другого персонажа;
    в) разделять монологическую речь на смысловые отрезки.

Абзац и сложное синтаксическое целое выполняют сходные смысловую и стилистическую роли, поэтому часто они могут соответствовать друг другу, их границы могут совпадать.

Выделяют следующие способы оформления в абзац сложного синтаксического целого:

    1) абзац равен сложному синтаксическому целому с единой микротемой;
    2) абзац равен зачину синтаксического целого (в следующий абзац входит остальная часть сложного синтаксического целого);
    3) абзац равен концовке сложного синтаксического целого, если в ней содержатся обобщение, вывод, причина, которые одинаково относятся ко всем предложениям сложного синтаксического целого;
    4) абзац равен нескольким сложным синтаксическим целым, если их микротемы подчинены единой теме.

Окончание >>>