Главная >> Русский язык 10-11 класс. Гольцова. Часть 1

 

 

 

Русский язык 10-11 класс

 

Обобщающие контрольно-тренировочные упражнения и диктанты

333. Спишите предложения, раскрывая скобки и вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы. Установите тип орфограмм.

    1. (Не)далеко от холма маленькая реч...ка р...сползалась в луж...цу; г...рячие лучи и раскале...ая почва, жадно вып...вая её, отнимали у неё силу; но (не)множко далее она, вероятно, сл...валась с другой такою(же) реч...нкой, потому (что) шагах в ста от холма по её т...чению з...ленела густая, пышная осока, из которой, когда под...езжала брич...ка, с криком вылетело три б...каса. (Ч) 2. Песня, тихая, т...гуч...я и заунывная, похожая на плач... и едва уловимая слухом, слыш...лась то (с)прав..., то (с)лев..., то (с)верх..., то из(под) (3, з)емли, точно над степью н...сился (не)видимый дух и пел. (Ч) 3. Я летал над Берингов...м, над Баренцев...м морями. (Кав.) 4. Лето мы провели в (С, с)еребр...ом (Б, б)ору, в стари...ом, заброше...ом доме с маленькими лестницами(переходами), с резными деревя...ыми потолками. (Кав.) 5. С...бака моя, (н...)мало (н...)медля, с сверх...естестве...ыми усилиями залезла под д...ван и, (по)видимому, нашла там много пыли, потому(что) расчихалась страшно. (Г.) 6. Среди других играющих детей она [девочка] напоминает лягушонка. Заправле...а в трусы худая рубаш...нка, колеч...ки рыжеватые кудрей р...ссыпа...ы, рот длинен, зубки кривы, черты лица остры и (не)красивы. (Заб.) 7. Меннерс, дли...ый молодой парень, с весну...атым скучным лицом и тем особе...ым выражением хитрой бойкости в подслеповатых глазах, перет...рал за стойкой посуду. (Грин) 8. Дерзайте! Беритесь за большие дела, если вы берётесь (в)серьёз. Способности, как и муск...лы, р...стут при тр...нировке. Большие открытия (не)всякому (по)плечу, но кто (н...)решается пробовать, (на)верняка (н...)чего (н...)откроет. (Обр.) 9. Седые кудри складками выпадали (из)под его [Эгля] соломе...ой шляпы; серая блуза, запра- вле...ая в синие брюки, и высокие с...поги пр...давали ему вид охотника; белый воротнич...к, галстук, пояс, униза...ый серебром блях, трость и сумка с нов...ньким ник...левым замочком — выказывали горожанина. (Грин) 10. Взяв стар...нькую, но на её [Ассоль] голове всегда ю...ую ш...лк...вую косынку, она пр...хватила её рукою под подбородком. (Грин)

334. Прочитайте отрывок из рассказа «Степь». Определите его тип речи. На какие признаки вы при этом опирались? Какие изобразительновыразительные средства языка встречаются в тексте? Назовите их, приведите примеры.

Сколько микротем можно выделить в тексте? Сформулируйте их и запишите.

    I. Направо темнели холмы, которые, казалось, заслоняли собой что-то неведомое и страшное, налево всё небо над горизонтом было залито багровым заревом, и трудно было понять, был ли то где-нибудь пожар или же собиралась восходить луна. Даль была видна, как и днём, но уж её нежная лиловая окраска, затушёванная вечерней мглой, пропала, и вся степь пряталась во мгле.

    II. В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не поют в лесных балочках соловьи, не пахнет цветами, но степь всё ещё прекрасна и полна жизни. Едва зайдёт солнце и землю окутает мгла, как дневная тоска забыта, всё прощено, и степь легко вздыхает широкою грудью. Как будто от того, что траве не видно в потемках своей старости, в ней поднимается весёлая, молодая трескотня, какой не бывает днём; треск, подсвистыванье, царапанье, степные басы, тенора и дисканты — всё мешается в непрерывный, монотонный гул, под который хорошо вспоминать и грустить. Однообразная трескотня убаюкивает, как колыбельная песня; едешь и чувствуешь, что засыпаешь, но вот откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик неуснувшей птицы, или раздаётся неопределённый звук, похожий на чей- то голос, вроде удивленного «а-а!», и дремота опускает веки. Пахнет сеном, высушенной травой и запоздалыми цветами, но запах густ, сладко-приторен и нежен.

    III. Едешь и вдруг видишь, впереди у самой дороги стоит силуэт, похожий на монаха; он не шевелится, ждёт и что-то держит в руках... Не разбойник ли это? Фигура приближается, растёт, вот она поравнялась с бричкой, и вы видите, что это не человек, а одинокий куст или большой камень. Такие неподвижные, кого-то поджидающие фигуры стоят на холмах, прячутся за курганами, выглядывают из бурьяна, и все они походят на людей и внушают подозрение.

Окончание >>>