Главная >> Русский язык 10-11 класс. Гольцова. Часть 1

 

 

 

Междометие

 

Морфологический разбор междометия

Порядок разбора

    1. Часть речи.
    2. Первичное или производное.
    3. Простое или сложное.
    4. Передаваемый им эмоциональный оттенок.

Образец разбора

«Ай-яй-яй», — посочувствовал Остап. (И. Ильф и Е. Петров)

    1. Ай-яй-яй — междометие.
    2. Первичное.
    3. Сложное.
    4. Передаёт эмоциональный оттенок сочувствия, сожаления.

331. Найдите в предложениях междометия и звукоподражательные слова. Укажите, какие чувства и волеизъявления они выражают.

    1. Ба! да вот пожаловал кстати дорогой наш постоялец. (Фонв.) 2. И всё адъютант — хи да хи. Попов — хи да хи. (Маяк.) 3. «Смирно!» — прокричал фельдфебель, прикладывая руку к козырьку. (Грин) 4. «Батюшки!» — изумился тонкий. (?.) 5. «Братцы, — удивился Стёпка, — Васька пескаря живьём ест! Тьфу!» (Ч.) 6. «ТЭК-c...» — пробормотал со вздохом офицер... А что значит это «тэк-с», не берусь судить. (Ч.) 7. «Господи! — проговорила она протяжно и плача. — Ведь это же невыносимо!.. Ах, боже мой, боже мой!» (Ч.) 8. Что было следствием свиданья? Увы, не трудно угадать! (П.) 9. Гм! гм! Читатель благородный, здорова ль ваша вся родня? (П.) 10. «А! ах, Господи, твоя воля!» — восклицал Калиныч. (Т.) 11. Ой, прощайте, белы птахи... (Ес.) 12. — Эй, Лиза! (Гр.) 13. — Эх! братец! славное тогда житьё-то было. (Гр.) 14. «Цыц, проклятая!» — крикнул старик, поднимаясь на локте. (Ч.)

332. Спишите предложения, раскрывая скобки и объясняя правописание междометий и звукоподражательных слов. Сделайте морфологический разбор междометий.

    1. Ей(богу), нет пяти минут, как поминали вас мы тут. (Гр.) 2. Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «(Хи)(хи)(хи)». (Ч.) 3. Варька лежит на печи, не спит и прислушивается к отцовскому «(бу)(бу)(бу)». (Ч.) 4. «Батюшки(све- ты)!» — воскликнул приезжий. {Грин) 5. «(Ай)(ай)(ай)! стыдись!» — сказал Пётр Иванович. (Гонч.) 6. Да ну(же), скажи что-нибудь. (Остр.) 7. Я, ей (ей), не виноват ни душой, ни телом. (Г.) 8. Ушица, ей(же) ей, на славу сварена! (Кр.) 9. «Как! — сказал Нарумов, — у тебя есть бабушка, которая угадывает три карты сряду, а ты до сих пор не перенял у ней её кабалистики?» — «Да, чёрта(с)два!» — отвечал Томский. (П.)

Вопросы для повторения

1. Почему междометия и звукоподражательные слова занимают особое место среди частей речи?

2. На чём строится противопоставление междометий и звукоподражательных слов?

3. Как интонация влияет на смысловые значения междометий? Аргументируйте ответ.