Главная >> Русский язык 10-11 класс. Гольцова. Часть 1

 

 

 

Частицы

 

§ 63. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи

Частица не пишется слитно:

    1) если слово без неё не употребляется: нельзя, ненастье, ненавистный и т. п.;

    2) с именами существительными, прилагательными, наречиями, если они посредством не образуют новое слово: неблизко (= далеко), немало (= много);

    3) в отрицательных наречиях (негде, некуда и т. п.), а также в отрицательных и неопределённых местоимениях без предлога: некто, некий, некого и т.д.;

    4) в глаголах с приставкой недо-: недобрать, недоедать;

      Примечание. От глаголов с приставкой недо-, обозначающих несоответствие требуемой норме, необходимо отличать глаголы с приставкой до- и частицей не, обозначающие действие, не доведённое до конца. Ср.: Ему недоставало счастья. — Он не доставал до выключателя.

    5) с полными причастиями, при которых нет зависимых (пояснительных) слов: невспаханное поле, невыдуманная история, незаконченное собрание.

Частица не пишется раздельно:

    1) с глаголами и деепричастиями: не смотрит, не глядя;

      Исключения: нейдёт, неймёт, неймётся. Ср.: Видит око, да зуб неймёт. (Посл.)

    2) с полными причастиями, если при них есть зависимое (пояснительное) слово: не выполненное в срок задание, не прочитанная учеником книга;

    3) с краткими причастиями: задача не решена, трава не скошена;

    4) с именами существительными, прилагательными, наречиями на , когда есть противопоставление или когда оно подразумевается: он не солдат, а офицер; дом не высокий, а низкий; самолёт летел не высоко, а низко; платье не дорогое, его можно купить;

    5) с именами прилагательными и наречиями на , если есть пояснительные слова вовсе, далеко, отнюдь или любые формы, включающие частицу ни: вовсе не безопасный, далеко не близкий, отнюдь не святой; нисколько не дорогой, ничем не привлекательный;

      Примечание. Если есть пояснительные слова — обстоятельства меры и степени (весьма, крайне, очень и т. и.), — частица не с именами прилагательными и наречиями на пишется слитно: крайне неловкий человек, совершенно неприлично.

    6) с числительными, местоимениями, усилительными наречиями: не трое, не нам, не нужно.

Частица ни пишется слитно:

    1) в местоимениях без предлогов: никто, ничто, никому, ничей, никакой (ср.: ни с кем, ни о чём, ни с чьим и т. д.);

    2) в наречиях: никогда, ниоткуда, никуда.

Во всех остальных случаях частица ни пишется раздельно: ни одного человека не было видно; ни за грош; ни рыба ни мясо и т. д.

    Примечание. Следует различать выражения никто иной не; ничто иное не и не кто иной, как; не что иное, как. Ср.: Никто иной не смог бы повторить этот трюк. (А. Грин); Первый был не кто иной, как Михаил Александрович Берлиоз. (М. Булгаков)

321. Спишите слова, раскрывая скобки. Распределите по группам слова: а) без не не употребляющиеся; 6) в сочетании с не приобретающие противоположное значение.

    (Не)уклюжий, (не)дотрога, (не)уч, (не)достача, (не)насытный, (нс)настье, (не)честивец, (не)людимый, (нездоровится, (не)погода, (не)гладя, (не)прихотливый, (не)пишется, (не)даром, (не)доросль, (не)охота, (не)спеша, (не)счастный, (не)безызвестный, (неинтересный, (не)высокий, (не)былица, (не)простой, (не)урядица, (не)приятель.

322. Прочитайте отрывок из статьи «Награда и муки». Определите, с какой частью речи употреблены частицы не и ни. Объясните их слитное и раздельное написание.

    Мерцает в темноте Сейм и колышет отражение редких огоньков села, рассыпавшегося по холму, закручивая их пружинками, размазывая по плесу, а то бросая остренько и лучисто в нашу сторону. Не слышно птиц, не плещет рыба, лишь мягко шелестят в вечерней сырости листья над головой.

    Замолк мой друг, выговорился, облегчил душу, слушает свою, по- осеннему притихшую землю. Какие воспоминания тревожат его? Какие звуки рождаются в его душе? Какая песнь там начинается? Разве узнаешь! Есть тайна таланта, никем ещё не угаданная, не под дающаяся объяснению, а тем более понуканию.

    Когда молчит художник — не мешайте ему. Может быть, он думает в эту минуту о себе, может, обо всех нас, может быть, сострадает живым и горюет о мёртвых. Всякое таинство, тем более таинство творца, достойно уважения, хотя бы потому, что, пока оно нам неподвластно и недоступно, то мы и не можем судить о нём. Я говорю это прежде всего для тех, кому всё ясно на этом неспокойном свете. Утром шумел ветер и гнал над рекою листья, кружил перо и мусор по дороге. Потом пошёл дождь — и курская земля сделалась разом схожа со всеми землями, какие доводилось мне видеть в непогоду. Помните у мудреца Толстого? «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья — несчастлива по-своему...»

    А с землями наоборот: в мирные, солнечные дни все они разные, в ненастье и в войну — одинаковы.

    Мы торопливо шлёпали по лесу, такому густому, что под ним не росла трава. Вышли к какому-то пруду и, дурачась, мокрые поплавали под дождём на затопленной лодке. Бросали спиннинг — ничего не попалось. Потом заблудились на территории какого-то пионерлагеря, уже пустого и безголосого. Сторож, бдительно следивший за нами, охотно рассказал, как короче пройти к станции, и даже ржавый замок на калитке услужливо открыл, чтобы мы поскорее ушли.

(По В. Астафьеву)

1. Определите тему и основную мысль текста.
2. Укажите языковые средства, помогающие автору донести до читателя свою мысль.
3. Напишите эссе на тему «Когда молчит художник...».

Продолжение >>>