Главная >> Русский язык 10-11 класс. Гольцова. Часть 1

 

 

 

Союзы

 

Морфологический разбор союза

Порядок разбора

    1. Часть речи.
    2. Производный или непроизводный.
    3. Простой или составной.
    4. Сочинительный или подчинительный.
    5. Соединяет члены предложения или части сложного предложения.
    6. Выражаемое значение.

Образец разбора

Слаб голос мой, но воля не слабеет... (А. Ахматова)

    1. Но — союз.
    2. Непроизводный.
    3. Простой.
    4. Сочинительный (противительный).
    5. Соединяет простые предложения.
    6. Выражает значение противопоставления.

312. Найдите в предложениях союзы и выпишите их в два столбика: а) сочинительные; б) подчинительные. Установите значения, ими выражаемые.

    1. Сердце то вдруг задрожит и забьётся, страстно бросится вперёд, то безвозвратно потонет в воспоминаниях. (Т.) 2. Но как несказанно великолепен и ясен становится день, когда свет, наконец, восторжествует и последние волны согретого тумана то скатываются и расстилаются скатертями, то извиваются и исчезают в глубокой нежно сияющей вышине. (Т.) 3. Путь Амундсена тоже не был прогулкой. Двигались то в пурге, то в тумане. Бесчисленные трещины, присыпанные снегом, как ловушки, стерегли людей и собак. (Песк.) 4. Чтобы проверить себя, я начал вспоминать, но тотчас же мне стало жутко, как будто я нечаянно заглянул в тёмный, сырой угол. (Ч.) 5. А «рама» тарахтит и тарахтит себе, будто и не по ней вовсе стреляют. То низом летит, так что и не видать её совсем за кромкой леса, то под самые облака взлетает — всё ей нипочём. (Крут.)

313. Учитывая смысл предложения и его стилистические особенности, вставьте на месте пропусков нужный союз: но, зато или однако. Свой выбор объясните. Возможна ли взаимозамена союзов в этих предложениях?

    1. Луна взошла,... нам её не было видно. (Гарш.) 2. Федя никогда не плакал, ... находило на него временами дикое упрямство. (Т.) 3. Частые метели также задерживали движение,... давали людям и собакам лишние часы отдыха. (Обр.) 4. Песня над домом смолкла, ... над прудом соловей заводил свою. (Кор.) 5. Гнев его ещё не остыл, ... он старался показывать вид, что не замечает своего врага. (Ч.) 6. Прыгнул усталый конь, ... оборвался и покатился вниз. (Гум.) 7. Оно, конечно, учёный из меня не вышел,... я родителей не ослушался. (?.) 8. Эта полоска тумана закрывала лежащую за полыньёй снеговую равнину,... на самом горизонте на севере виднелось что-то тёмное. (Обр.)

314. Учитывая смысл предложения, вставьте на месте пропусков союз также или тоже. Объясните свой выбор. Какие значения выражают эти союзы? Возможна ли их взаимозамена в данных предложениях?

    1. Ты жил — я ... мог бы жить. (Л.) 2. Странный старичок говорил очень протяжно, звук его голоса ... изумил меня. (Г.) 3. Снегу было мало, снежных буранов .... (Арс.) 4. Толстый ковёр лежал на полу. Стены ... были увешаны коврами. (М. Г.) 5. Она мне нравилась всё больше и больше, я ... , по-видимому, был симпатичен ей. (Ч.) 6. На дворе и кругом было тихо; селение засыпало, в людской ... смолк говор работников и прислуги. (Кор.) 7. Лаврецкий невольно поднялся со стула. Марья Дмитриевна ... встала. (Г.) 8. Грустные мысли бродили у меня в голове. Отец был ... печален. (Акс.)