Главная >> Русский язык 10-11 класс. Гольцова. Часть 1

 

 

 

Служебные части речи

 

Морфологический разбор предлога

Порядок разбора

    1. Часть речи.

    2. Непроизводный или производный.

    3. Простой или сложный.

    4. Выражаемое им отношение.

    5. С каким падежом употреблён.

Образец разбора

Я так страдал, я столько слёз
Таил во тьме ночей безгласных...
(А. Апухтин)

    1 .Во — предлог.

    2. Непроизводный.

    3. Простой.

    4. Выражает пространственные отношения.

    5. Употреблён с предложным падежом.

301. Спишите текст, подчёркивая предлоги. Установите, с какими падежами они употребляются и какие отношения выражают. Выпишите глаголы движения. Можно ли считать их синонимами? С какой целью использует их автор?

    Но вот вы собрались в отъезжее поле, в степь. Вёрст десять пробирались вы по просёлочным дорогам — вот, наконец, большая. Мимо бесконечных обозов, мимо постоялых двориков с шипящими самоварами под навесом, раскрытыми настежь воротами и колодезями, от одного села до другого, через необозримые поля, вдоль зелёных конопляников, долго, долго едете вы. Сороки перелетают с ракиты на ракиту; бабы, с длинными граблями в руках, бредут в поле; прохожий человек в поношенном нанковом кафтане, с котомкой за плечами, плетётся усталым шагом; грузная помещичья карета, запряжённая шестериком рослых и разбитых лошадей, плывёт вам навстречу.

(И. Тургенев)

1. Какой частью речи являются выделенные в тексте слова?
2. Является ли числительным слово шестериком? Найдите числительное, выполните его морфологический разбор.

302. Спишите предложения, раскрывая скобки. Установите зависимость выбранной падежной формы от предлогов.

    1. Капитан утверждал, что «недопущение женщин к профессии моряка» приносит, вопреки (распространённое суеверие), много бед морякам. (Кав.) 2. Наперекор (обычай) даже у трактира не было заметно оживления. (Тел.) 3. Подобно (капитан), мы шли вперёд и вперёд. (Кав.) 4. «Может, пройти чуть дальше и посмотреть между (деревья)?» — подумал Тимка. (Барузд.) 5. Он также был влюблён по (выход) из школы. (Сом.) 6. Они преображают мир сообразно (своё учение). (Поп.) 7. Если бы соразмерно его (рвение) давали ему награды, он [Чичиков], к изумлению своему, может быть, даже попал бы в статские советники. (Г.) 8. Четыре месяца тому назад я, согласно его (предписание), покинул шхуну... (Кав.)

Окончание >>>