Главная >> Русский язык 10-11 класс. Гольцова. Часть 1

 

 

 

Причастие

 

Морфологический разбор причастия

Порядок разбора

1. Часть речи.

2. Начальная форма (им. п., ед. ч., м. р.).

3. Постоянные признаки:

    а) вид;
    б) действительное или страдательное;
    в) время.

4. Непостоянные признаки:

    а) полное или краткое;
    б) род;
    в) число;
    г) падеж.

5. Функция в предложении.

Образец разбора

И только что сумрак разгонит денница, смолкает зарёй отрезвлённая птица, — и счастью и песне конец. (А. Фет)

1. Отрезвлённая — особая форма глагола — причастие, так как обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопрос: какая?

2. Начальная форма — отрезвлённый.

3. Постоянные признаки:

    а) сов. в.;
    б) страдательное;
    в) прош. вр.

4. Непостоянные признаки:

    а) полная форма;
    б) ж. р.;
    в) ед. ч.;
    г) им. п.

5. В предложении является согласованным определением.

263. Прочитайте текст, спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Подчеркните причастия. Сделайте морфологический разбор выделенных причастий.

    В (широко)листвен...ых лесах уст...лала землю ровным слоем слежавшаяся, как войлок, серая прошлогодняя листва. Она осела под тяжестью зимнего снега, к ней прилипла перепутан...ая паутина.

    Однажды я остановился и вдруг услышал, что вокруг всё шуршит, (как)бу...то идёт мелкий дождич...к. Чем больше я вслушивался, тем сильнее и я..ственнее становилось шуршание. Причину его я разгадывал (не)долго. В этом месте среди осин и берёз росли невысокие ели. Теперь с них на плотную, как бы даже звонкую слипшуюся листву обильно сыпались отжившие иглы. (В)первые в жизни я наблюдал игл...пад. Ветра не было. Значит, иглы падали сами по себе. Значит, им было положено в это время падать. По всему лесу, если хорошенько прислушат..ся, был слыш...н шелестящий, как дождич...к, игл...пад. Я подставил ладони, и тотчас же на них упало несколько отживших (не)весомых иголоч...к.

(В. Солоухин)

1. Озаглавьте текст.
2. Какие типы речи в нём встречаются? Приведите аргументы правильности своего ответа.
3. Каких предложений в тексте больше: простых или сложных? Почему? Можно ли считать это средством выразительности?